Получи документы

Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста

Олеся Емельянова
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста

С момента поступления ребенка в детский сад начинается пристальное наблюдение и педагогов, и психолога за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Чаще целью таких наблюдений бывает вычленение проблем и задержек в развитии, а не опережения. Разумеется, дети младшего дошкольного возраста различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании выводы о наличии у ребёнка одарённости крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Публикация «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сколько-нибудь надежное выявление одаренных детей проводится педагогами с детьми шестого года жизни. Для этого педагогами (воспитателями, воспитателем по физической культуре, воспитателем по изобразительной деятельности, музыкальным руководителем) используется метод экспертных оценок. Они оценивают степень проявления у детей следующих признаков : выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Однако, раскрывая природный потенциал каждого ребёнка, легко можно ошибиться как в оценке одаренности, так и в выборе форм, методов, направлений ее развития. Именно поэтому, организуя воспитание и обучение детей с опережающим развитием необходимо обеспечить активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. И конечно возникает справедливый вопрос о необходимости проведения психологом качественной стандартизированной диагностики. Но и при весьма квалифицированном использовании лучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок, кроме того, надо учитывать, что, ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности, а качественное и своевременное обследование занимает неоправданно большое количество времени, в ущерб развитию способностей и игре.

В поиске практического решения этой проблемы в течение двух десятилетий я, как педагог-психолог пришла к выводу о целесообразности использования специальных развивающих программ в качестве источника для организации, в том числе и, целенаправленного долговременного наблюдения, имеющего диагностическую направленность – отслеживание детей с предпосылками одарённости. Такое психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Одной из самых эффективных для выше обозначенных целей программ считаю «Курс развития творческого мышления детей 6-8 лет» Ю. Б. Гатанова. Этот курс - программа целенаправленного комплексного развития творческого мышления. Курс базируется на самой полной и популярной на сегодняшний день модели интеллекта Дж. Гилфорда. Курс развития творческого мышления является результатом трёхлетней адаптации Ю. Б. Гатановым развивающих программ Дж. Рензулли. Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень, креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Цель курса — системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей. Упражнения Курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке. Занятия проводятся в увлекательной форме, позволяющей быстро установить контакт с детьми, создать свободную непринужденную обстановку для развития детей.

В моей практике есть опыт организации занятий по «Курсу…» и индивидуально, и небольшими группами, но наиболее эффективна, по моему мнению, организация работы со всей группой или большими подгруппами. Достаточно часто одарённый ребёнок не в состоянии работать в команде, не умеет прислушиваться к чужому мнению, уступать, искать компромисс. Грамотно организованная работа в группе поможет ребёнку научиться полноценному общению, и он в дальнейшем сможет в полной мере реализовать свои способности и добиться успехов. К тому же, особая организация и возможность обращения к персональным опыту и интересам ребёнка позволяет решить актуальнейшую задачу современного образования - адаптацию группового процесса обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Сочетание диагностических и развивающих методик, в условиях групповой работы психолога с воспитанниками дает возможность перехода от выявления одаренности, непосредственно, к методам развития индивидуальных способностей и потенциальной одаренности.

Ещё одним фактором, позволяющим использовать «Курс…» с целью выявления потенциально одарённых детей является соответствие его требованиям психолого-педагогического мониторинга, который в настоящее время признан наиболее эффективной формой определения признаков одаренности. Предполагается :

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

2) длительность процесса идентификации;

3) анализ поведения ребенка в различных сферах деятельности;

4) оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, моделей, способов решения задач и пр.);

5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

6) использование таких педагогических ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности.

По итогам реализации «Курса развития творческого мышления» ежегодно из общего количества выпускников детского сада выявляется до 10% детей имеющих предпосылки одарённости. Причем не все из них те дети, которые показывали высокие результаты по предварительным наблюдениям педагогов и родителей, поскольку именно высокая динамика развития продуктивного творческого мышления характерна для детей с общей одаренностью. Родители этих воспитанников получили необходимые консультации и рекомендации, позволившие направить развитие детей в соответствии с типом одаренности в классы опережающего обучения, школы-лицеи, школы искусств, кружки.

«Курс развития творческого мышления детей 6-8 лет» Ю. Б. Гатанова доступен для организации работы в любом дошкольном учреждении. Использование его, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.

Литература

1. Богоявленская М. Проблемы одарённого ребёнка//Обруч. 2005. №3.

2. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.

3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. C Лейтеса. М., 2000.

4. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. 2000.№ 3

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду. Несколько полезных советов для родителей 1. Накануне поступления ребенка в детский сад, старайтесь не нервничать, не показывать ему свою тревогу. 2. В группе детского сада во время.

Перспективный план работы педагога-психолога на 2014–2015 учебный год ПЛАН ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА Утверждаю:___ МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Заведующая МБДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2015 в 15:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД