Лучший педагог года

Выпускная работа «Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся»

Петрова Елена Ивановна
Выпускная работа «Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся»

Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Петровой Елены Ивановны,

слушателя курсов повышения квалификации учителей, преподающих предмет «Технология»

учителя «Кленовская общеобразовательная школа»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-4

ГЛАВА1. Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы школьников 5-7

1.1. Внеклассная работа школьников. 5-6

Публикация «Выпускная работа „Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся“» размещена в разделах

1.2. Цели и задачи предметной недели в школе 6-7

ГЛАВА 2. Предметная неделя 8-13

2.1. Предметная неделя – условие для развития творческих способностей учеников 8-9

2.2. Предметные недели в школе (из опыта работы) 10-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14-15

ЛИТЕРАТУРА 16

ПРИЛОЖЕНИЯ 17-26

ВВЕДЕНИЕ

Будущее отныне принадлежит двум типам людей:

человеку мысли и человеку труда. В сущности,

оба они составляют одно целое,

ибо мыслить — значит трудиться.

В. Гюго

В связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, отсутствие учебников и большой объём информации, который необходимо запомнить, в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда, но возможность её решения я вижу во внеклассной работе по технологии.

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.

Такая работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.

Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций культуру своей страны.

Форм внеклассной работы множество, но одной из них является предметная неделя. В нашей школе такие недели получили широкое распространение и проводятся по всем изучаемым предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.

О проведении недели технологии учащиеся узнают за месяц. Силами учащихся выпускаются тематические газеты, буклеты, информационные листы. Предварительно на уроках изобразительного искусства проводится конкурс рисунков с изображением пословиц и поговорок о труде, на уроках технологии по темам составляются кроссворды и ребусы, подготавливаются вопросы к игре «Спроси – получи ответ»

О начале недели школьников извещает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий. К началу недели соответствующим образом оформляется уголок «Технологии». .Все мероприятия проводятся согласно плана.

Проведение недели «Технологии» предусматривает основную цель: закрепление и совершенствование, полученных на уроках технологии, теоретических знаний и практических навыков. А также решение ряда задач: пропагандирование технологии как предмета, готовящего к жизни; содействие развитию логического мышления, творческих способностей и воображения; содействие воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия; расширение межпредметных связей.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь сделать так, что обыденное становилось удивительным.

Глава I. Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы школьников

1.1. Внеклассная работа школьников.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеклассную работу в полноценное пространство воспитания и образования.

Воспитание в школе – это не специальные мероприятия, это - «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе». Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению жизненного потенциала личности, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.

Именно так ставится вопрос в нашей школе, где внеклассной работе школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Где нужно учить пользоваться всем богатством, созданным человечеством?

В семье это происходит редко, так как разорваны традиции, а вот в школе можно попытаться это наладить. На уроках технологии особое внимание уделяется тому, чтобы в сознание детей входила информация о традициях и обычаях народов мира, в том числе своего народа. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение можно включать во внеклассную работу.

Внеклассная работа по технологии имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации и приобщения учащихся к труду.

1.2. Цели и задачи предметной недели в школе

Форм внеклассной работы множество, одной из них является предметная неделя.

Главная цель недели технологии - совместный проект учащихся, учителей и родителей, направленный на формирование эстетической культуры с изучением традиций и обычаев у школьников в процессе подготовки и проведения предметной недели по технологии. Также реализуется проблема в ходе недели - максимально задействовать учащихся в ходе подготовки и проведения предметной недели, формировать интерес к творческой деятельности в коллективе, повышать мотивации к предмету.

Поэтому основными задачами своей работы считаю :

- формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения;

- развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей; - формирование ИКТ - компетентности учащихся;

- возрождение желания ребенка учиться.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения; - выполнение практических и творческих заданий;

- решение технологических задач;

- проведение занятий с применением ИКТ;

- проведение нестандартных мероприятий, дидактических игр;

- осуществление межпредметных связей;

- практическая направленность обучения;

- создание ситуации успеха;

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

- формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на внеклассном мероприятиии, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения ученика;

- развивается устойчивый интерес к предмету;

- на занятии создается ситуация успеха для каждого;

Глава II. Предметная неделя

2.1. Предметная неделя – условие для развития творческих способностей учеников

Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, викторин и т. п. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказывать поддержку интеллектуальному развитию учащихся. Является массовым и увлекательным ученическим соревнованием, позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка. Рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности, способствует развитию, расширяет кругозор, даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов. Показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Специфика предметной недели, как одной из форм учебной деятельности, заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую. Главной особенностью предметной недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам. Задачи недели :

- обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;

- формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной;

- совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предмету;

- развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Основная часть предметной недели и этапы её реализации включает принципы реализации недели :

1. Принцип развития : личности учащегося и учителя через взаимодействие; индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении; стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

2. Принцип личной причастности: Каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. 3. Принцип массовости: Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.

4. Принцип доступности: подбираются разноуровневые задания.

5. Принцип заинтересованности: задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.

6. Принцип выбора и ответственности: учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, в котором будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.

7. Принцип соревновательности: ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов.

8. Принцип открытости: участвовать в мероприятиях недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.

9. Принцип сотрудничества: предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах «учащийся — учитель», «старшие — младшие», «учащийся — родитель».

10. Принцип неповторимости, особости: каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.

2.2. Предметная неделя в школе (из опыта работы)

В нашей общеобразовательной школе созданы все условия для формирования личности школьника, развития творческих способностей, их интеллектуальной и общечеловеческой культуры. Основная и очень ответственная задача школы раскрыть индивидуальность каждого ученика, помочь ей развиваться, проявляться, расти - решается педагогическим коллективом школы последовательно и целенаправленно через систему внеклассных мероприятий по предметам. Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение.

Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами. Одной из форм внеурочной работы является предметная неделя, которая обладает большим эмоциональным воздействием на участников. Поэтому я прилагаю большие усилия для полноценного и качественного проведения тематической недели, её формы и содержания.

При планировании предметной недели была выбрана основная тема, идея, вокруг которой строится дальнейшая работа, продумано оформление и мероприятия. Учитывалась разная подготовка учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам. Игры, викторины, загадки, соревнования, развивают логическое мышление, внимание, память. Все это делает школьную жизнь детей более интересной, запоминающейся, расширяет кругозор и словарный запас.

Предметная неделя по «Технологии» проводилась в соответствии с планом работы школы.

Сроки проведения предметной недели : с 12 по 16 февраля 2018 года.

Целью проведения предметной недели являлось повышение у учащихся интереса к предмету технологии, а так же пробуждение интереса к профессиональной деятельности.

Достижение поставленной цели определялось решением следующих задач:

- развитие личности учащихся в процессе творчества;

- создание условий для формирования и развития у обучающихся творческих способностей;

- подготовка к трудовой деятельности, развитие самостоятельности, ответственности;

- поиск и привлечение одаренных учащихся к творческой деятельности;

- развитие творческих способностей учащихся школы.

Вся деятельность предметной недели была направлена не только на развитие творческих способностей обучающихся, но и на воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью.

Для проведения предметной недели был составлен план работы (Приложение 1).

Являясь неотъемлемой составной частью процесса обучения, предметная неделя нацелена активизировать повторение ранее изученного материала, творческую активность учащихся, закрепить приобретённые учащимися знания, умения и навыки, сделать изучение предмета более интересным и привлекательным. В ходе проведения недели технологии в школе были проведены различные мероприятия.

В первый день недели прошла торжественная линейка, посвящённая открытию предметной недели. На стенде были вывешены рисунки и план по проведению предметной недели. Рисунки были посвящены определенной теме. Материал подбирался учащимися из различных книг, журналов. Все это благотворно сказалось на развитии кругозора, профессиональных навыков, способствовало развитию интересов. В конце недели был подведён итог и объявлены победители. Ими стали: среди 5-7 классов – 1 место 6 класс, среди 8-11 классов 1 место разделили 8 и 10 классы.

Не менее значимой и интересной формой организации массового внеклассного мероприятия по технологии стала выставка технического и декоративно-прикладного творчества учащихся. (Приложение 2).

В рамках нашей школы выставка отразила результаты творческой деятельности школьников, показала развитие учащихся в ходе выполнения творческих проектов, повышение уровня знаний, мастерства. Выставка была организована в фойе школы. На выставке были представлены творческие работы победителей городского этапа различных конкурсов 2017-2018 учебного года, а так же поделки и экспонаты учащихся 5- 8 классов.

При проведении такого мероприятия дети видят результаты своего труда, что положительно сказывается на развитии творческой личности обучающихся, способностей, развитии интереса к изучению технологии.

Наиболее популярной формой для демонстрации своего педагогического опыта является открытый конкурс «Умники и умницы». (Приложение 3).

Мной был проведён открытый конкурс со сборной командой 5-8 классов по изученным темам на уроках «Технологии» в рамках предметной недели. Присутствовали гости, которые дали оценку мероприятия: «учитель указав на актуальность применения инновационных технологий, а именно использование интернет – ресурсов и создание презентаций в Microsoft Office Power Point, создалтворческую обстановку для учащихся. Ребята показали высокий уровень знаний по предмету «Технология», умение работать в коллективе, творчески подходить к решению проблемных ситуаций, логически мыслить, создавать креативные изделия. Петрова Е. И. представила презентацию работ Руденко Г. А., рассказала о её творческом пути и достижениях. Для учащихся 8 и 6 классов, которые заняли первые места, пробил их звёздный час. Свои подковы-сувениры, изготовленные на этом мероприятии, они оставили на память».

Для демонстрации материала использовала современные технические средства обучения, рационально использовала каждую минуту мероприятия. Были использованы различные формы работы с учащимися (фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в группах и др.). Я использовала свои разработанные дидактические материалы. При анализе итогов конкурса прокомментировала лучшие работы учащихся. Обучающиеся проявили высокую активность и показали отличные знания по предмету. На конкурсе царила творческая атмосфера, ребята с интересом участвовали в различных видах деятельности: и в ответах на вопросы домашнего задания, и в творческой работе, находили «тёмную лошадку» объясняя значение различных предметов, объясняли значение пословиц, создавали самостоятельно памятки безопасного пользования определённым предметом и познакомились с женщиной, которая создаёт портреты из бисера.

Для того чтобы пробудить у учащихся интерес к чтению ребятам каждого класса были розданы творческие задания по пословицам и кроссвордам, ответы на которые можно было найти только в книгах. Тематические рисунки раскрывали содержание предмета «Технология» и интересные факты, такие как, «История создания и назначения инструментов», «Когда появилась первая швейная машина», и т. д. Рисунки и кроссворды объясняли учащиеся 5-8 класса. (Приложение 4).

Наиболее популярным мероприятием среди учащихся являются конкурсы. Это – важная соревновательная форма, где учащиеся демонстрируют свой творческий потенциал, любознательность, находчивость, стремление знать и уметь больше других. В рамках предметной недели учителем было подготовлено и проведено внеклассное мероприятие «Коса – девичья краса» среди учащихся 5-9 классов. Ученики продемонстрировали умение презентовать себя, творческие способности, трудолюбие и мастерство при выполнении заданий, активность, артистизм и смекалку. Конкурсы проводилось по теоретическим знаниям и практическим умениям и навыкам. Это мероприятие имели возможность посетить все желающие. Болельщики принимали активное участие в разминках между конкурсами. По окончанию мероприятия были объявлены победители. Ими стали учащиеся 7-8 класса. Все участники получили призы, получили заряд бодрости и хорошего настроения.

Проведение предметной недели по технологии способствует тому, что каждый ученик находит себя, свое место в определенном деле, видит, как оцениваются малейшие его успехи, он начинает верить в себя, в свои возможности, что позволяет в дальнейшем умению освоить любую профессию.

Проведение предметных недель осуществляется традиционно. Как форма деятельности они развивают личность учащихся, формируют коммуникативные умения и развивают интеллектуальные способности. А также способствуют росту профессиональных умений учителей, давая возможность проявить себя организатором мероприятия для различных классов или разработчиком заданий.

В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературы и опыт работы школы я пришла к выводу, что организация внеклассной работы обучающихся в условиях современной жизни - одна из составляющих образовательного процесса.

Внеклассная работа объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Внеклассная работа, как и деятельность обучающихся в рамках тематических мероприятий, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Организация внеклассной работы школьников может быть использована педагогами для разработки образовательных и воспитательных мероприятий, с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Специфика предметной недели как одной из форм внеурочной деятельности в современной школе заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.

Особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательны и необходимы учебные предметы, найти новых друзей. Также предметная неделя пробуждает интерес к учебным предметам; выявляет одаренных детей; воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.

Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.

Неделя показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Очень важно, чтобы неделя для педагогов стала возможностью апробации новых технологий, новых форм организации урока. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному мастерству.

Публикации по теме:

Презентация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работыЭкспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6 – 7 лет Педагог - психолог Борминская Алена Владимировна МБДОУ.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха. Что я слышу – забываю. Что я вижу.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников В мире профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выпускная работа «Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 22:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД