Получи документы

Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет

АЛЕНА Борминская
Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет

Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6 – 7 лет

Педагог - психолог Борминская Алена Владимировна МБДОУ д/сад №235 г. Ульяновск

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей.

Публикация «Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет» размещена в разделах

Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие тренинг.

Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга : «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений.

Р. Бакли предлагает такое рабочее определение тренинга : «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

Разнообразие игр, используемых в тренинге, огромно: ролевые, деловые, профориентационные, психологические; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры, подвижные и словесные, психологические и обучающие. Секрет успеха тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни.

Все тренинговые игры по мнению Левановой Е. А. можно разделить на две большие группы:

1. Психогимнастика в тренинге. К психогимнастике относятся все игры, которые не связаны напрямую с темой, целью тренинга, а работают на развитие тренинговой группы. Такие игры универсальны. Они подходят для тренинга любой тематики и любой целевой аудитории. Это те игры, которые позволяют создать неповторимую тренинговую атмосферу, а также развивать и корректировать динамику развития группы. К ним относятся такие игры: • на знакомство;

• на группообразование;

• на снятие тактильных барьеров;

• на внимание;

• на регуляцию психического и эмоционального состояния;

• на доверие;

• на снятие агрессии и др.

2. Целевые игры в тренинге. Целевые игры можно классифицировать в соответствии со структурой тренинга, так как это те игры, которые работают на конкретную содержательную цель тренинга. Среди них мы выделяем:

• актуализирующие, мотивирующие игры;

• игры на осознавание сути задачи, явления, изучаемого в тренинге;

• игры, развивающие конкретные умения;

• игры, интегрирующие опыт, полученный в тренинге.

Р. Р. Калинина признаёт «цели, которые достигаются игровым тренингом, так обширны, что их можно перечислять очень долго». Но можно назвать основные направления, в которых работают тренинговые игры :

1. Развитие коммуникативных навыков:

- эмпатия, снятие психологических и тактильных барьеров в общении, развитие доверия, групповое сплочение и повышение эффективности взаимодействия и работоспособности в группе, обучение не деструктивным формам проявления агрессии, разрешению конфликтов, обучение ораторскому мастерству;

- регуляция психических и эмоциональных состояний.

2. Обучение:

- развитие внимания, концентрации, креативного подхода к решению задач;

- обучение конкретным навыкам, умениям и способам деятельности.

3. Расширение социально-ролевого потенциала участников игрового тренинга, анализ существующих коммуникативных установок и образование новых.

Обладая таким огромным разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, тренинг вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность, даже если будут созданы новые, не уступающие ему в эффективности тренинговые методы.

Определение интеллектуального тренинга дал Н. Я. Кушнир. По его мнению, интеллектуальный тренинг — это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей.

Отличительная черта интеллектуального тренинга — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.

Решая умственную задачу в тренинге, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.

При рассмотрении интеллектуальных способностей как результата (продукта) развития психических процессов ребенка (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, механизмами их функционирования и совершенствования можно считать соответствующие им перцептивные, мнемонические, мыслительные, речевые и преобразовательные (креативные) действия и операции. Развитие и совершенствование их создают условия для формирования интеллектуальных умений, таких, как умения слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т. д.

Сформированность перцептивных действий является условием развития способностей ребенка:

1) соотносить свойства и признаки предмета с заданным сенсорным эталоном;

2) сравнивать объекты посредством анализа и синтеза с целью обнаружения сходных признаков и различий;

3) сопоставлять элементы объектов для составления целого;

4) идентифицировать свойства и признаки обследуемых предметов с группой признаков и свойств эталонной модели;

5) распознавать в образцах и объектах главные и второстепенные, информативные и неинформативные признаки и свойства;

6) моделировать перцептивные образы, осуществлять трансфигурацию их элементов.

Для развития творческого воображения дошкольников, позволяющего им не только воссоздавать образы, схемы, но и преобразовывать их, создавая новые, необходимо формировать такие способности, как:

1) воспроизводить графические, речевые, мысленные образы-представления, изменяя их на элементарном уровне;

2) трансформировать образ-представление на основе оперирования и сочетания фактов из опыта;

3) преобразовывать образы-представления, создавая новые образы на основе обобщения и комбинирования;

4) создавать речевые конструкции на основе известных образов-представлений;

5) предвосхищать создание новых образов от конкретного к абстрактному;

6) планировать действия во внешнем и внутреннем плане для создания новых образов, схем, символов на основе акцентуирования и типизации.

К мнемоническим относятся способности (умения) старших дошкольников произвольно запоминать и воспроизводить информацию посредством:

1) смысловых связей, ассоциаций;

2) приема обобщения и группировки;

3) приема конкретизации и классификации;

4) приема кодирования.

Общими речевыми являются способности:

1) строить монолог и диалог с использованием развернутых грамматических и синтаксических конструкций;

2) определять и обозначать семантику слов, мыслей, чувств;

3) оперировать понятиями с использованием мыслительных действий (сравнения, обобщения, классификации);

4) истолковывать и интерпретировать смысловое содержание на основе аналитико-синтетических, ориентировочных действий;

5) формулировать мысли, строить рассуждения;

6) обосновывать свои действия с помощью речи.

К производным от мышления способностям, операциональной сущностью которых выступают мыслительные действия и операции, можно отнести следующие:

1) обобщать признаки и свойства объектов, явлений окружающей действительности на основе сравнения;

2) группировать, классифицировать объекты по родовым и видовым признакам на понятийном уровне;

3) на основе анализа и синтеза определять проблему и находить способ ее решения, устанавливать причинно-следственные связи;

4) выполнять разнообразные комбинированные поисковые действия, предлагать разные варианты решения задачи;

5) планировать свои действия по реализации способа решения задачи;

6) проводить обоснованное рассуждение о связи полученных результатов с исходными условиями задачи.

Обозначенные нами способности и соответствующие им действия тесно взаимосвязаны посредством межфункционального взаимодействия и развиваются не одновременно, а по закону гетерохронности: одни из функций доминируют, другие запаздывают. Чем раньше осуществляется психологическая стимуляция по выравниванию и гармонизации интеллектуальных способностей, тем более адекватно и успешно ребенок познает, усваивает, преобразует, систематизирует информационное многообразие посредством различных видов детской деятельности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится важнейшим средством развития способностей. Такая деятельность всегда связана с открытием для ребенка нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею и приложением необходимых усилий, направленных на преодоление возникших трудностей. Познавательная деятельность ребенка, организованная в форме тренинговых занятий создают условия для развития интеллектуальных способностей в старшем дошкольном возрасте.

Количество игровых заданий зависит от уровня развития детей и успешности их выполнения. В процессе тренинга задания могут повторяться, но на другом игровом материале, включающем новые, незнакомые ребенку проблемные ситуации. Психолог может использовать как коллективный способ решения заданий, так и индивидуальный. Детям предоставляется возможность договариваться о способе решения, обмениваться информацией, советоваться друг с другом. Психолог стимулирует их мыслительную деятельность, подбадривая и ненавязчиво привлекая тех, кто пока не проявляет должной активности. Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.

Предлагаемые игры, упражнения, проблемные ситуации, задания с алгоритмами активизируют речь детей, если психолог представляет им возможность формулировать правила игры, объяснять способы решения, составлять в парной и групповой работе небольшие рассказы, истории, сказки, отгадывать загадки.

Таким образом, интеллектуальный тренинг призван способствовать: речевому, умственному развитию, развитию качеств социальной активности, сенсорных способностей детей.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять.

Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Педагогические чтения на тему: «Использование технологии М. Монтессори как условие развития детей с ОВЗ» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 8 комбинированного вида г. Татарска ДОКЛАД для участия.

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.

Рекомендации родителям или воспитателям по руководству развития познавательной сферы дошкольника (с обоснованием) Рекомендации 1. 1. Учите ребенка: Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия. Описывать.

Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.

Краткосрочные образовательные практики в работе с родителями для развития коммуникативно-познавательной сферы детей Краткосрочные образовательные практики «В сказку вместе с мамой за руку идем» Актуальность. Младший дошкольный возраст является благоприятным.

Тренинг для родителей «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания» Тренинг для родителей «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания» Добрый вечер, уважаемые родители! Позвольте представиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет
Опубликовано: 27 октября 2017 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД