Лучший педагог года

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».

Евгения Лакштанкина
Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край : особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Публикация «Выступление из опыта работы: „Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания“,» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, целесообразно продумать знакомство детей с историческими и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут.

По этому работу нужно проводить : от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица,город, к более сложному (регион, страна).«Семья» и «Детский сад» лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.

Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с районом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Мы живем в Мордовии. Это Республика со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.

Основное богатство Республики - люди. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Более всех здесь проживает мордвы, татар, русских. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, рас-ширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.

Знакомя детей с историей родного города, и рассказывая им почему возник город именно на этом месте, объяснить, откуда произошло название города и название старых улиц, рассматривание альбомов «Наш Саранск», ездить в краеведческий музей. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города нужно проводить в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории древнего города, постепенно переходя к истории современного города. Во время прогулок обращать внимание детей на все новое – построили новый магазин, посадили клумбу, покрасили постройки во дворах и т. п. Проводить и целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в библиотеку, поликлинику и др. Этим самым подводить детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям. Устраивать развлечения, где дети продолжают знакомиться с русским, мордовским, бытом, народными традициями, праздники: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители. Продолжать вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры. Проводить работу по закреплению у детей знаний о своем микрорайоне: учить ориентироваться в микрорайоне, для этого использовать различные схемы. Во время праздника Дня Победы, проводить целевые прогулки к памятнику «Танк – 34 «Мордовский колхозник»». Давать новые знания об истории города, предприятиях города. Знакомить детей с гербом Саранска, Мордовии и его историей, с русским и мордовским бытом, народными костюмами, традициями русского и мордовского народов, для того чтобы дети осознали, что история родного края неразрывно связана с историей страны. В группе с детьми проводить конкурсы рисунков: «Мой любимый город», «Моя Родина Россия». Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно взятой семьи. Для того, чтобы дети лучше знали своих предков, нужно что бы родители рассказывали им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего можно провести развлечение (вместе с родителями) : «Моя семья», где дети принесли семейные фотографии, рассказывали о членах своей семьи, рисовали свою семью, познакомили с генеалогическим древом – «Древо семьи», с гербом семьи. По знакомству детей с родным краем можно использовать пословицы и поговорки про Родину, стихи о людях разных профессий, стихи местных поэтов о Саранске, Мордовии, России. С детьми вести работу по экологическому воспитанию. Экология и город – одна из важнейших тем, поэтому с детьми нужно проводить игры экологического характера.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольная организация; любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Знакомя детей с историей родного города, я рассказывала им почему возник город именно на этом месте, объясняла, откуда произошло название города и название старых улиц, рассматривали альбом «Наш Саранск», ездили в краеведческий музей. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводила в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории древнего города, постепенно переходя к истории современного города. Во время прогулок обращала внимание детей на все новое – построили новый магазин, посадили клумбу, покрасили постройки во дворах и т. п. Проводились и целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в библиотеку, поликлинику и др. Этим самым подводила детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям. Проводились развлечения, где дети продолжали знакомиться с русским, мордовским, бытом, народными традициями, праздники: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», в которых принимали участие и воспитанники, и педагоги, и родители. Продолжала вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры. Проводила работу по закреплению у детей знаний о своем микрорайоне: учила ориентироваться в микрорайоне, для этого использовала различные схемы. Во время праздника Дня Победы, проводилась целевая прогулка к памятнику «Танк – 34 «Мордовский колхозник»». Продолжала знакомить детей с праздниками, которые проходят в городе. Были экскурсии в ближайшую школу №27. Давала новые знания об истории города, предприятиях города. Знакомила детей с достопримечательностями, памятниками города, с гербом Саранска, Мордовии и их историей. Продолжала знакомить детей с русским и мордовским бытом, народными костюмами, традициями русского и мордовского народов, для того чтобы дети осознали, что история родного края неразрывно связана с историей страны. В группе с детьми проводились конкурсы рисунков: «Мой любимый город», «Моя Родина Россия». Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно взятой семьи. Для того, чтобы дети лучше знали своих предков, давалось задание, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего было проведено развлечения (вместе с родителями) : «Моя семья», где дети приносили семейные фотографии, рассказывали о членах своей семьи, рисовали свою семью, познакомили с генеалогическим древом – «Древо семьи», с гербом семьи. По знакомству детей с родным краем были использованы пословицы и поговорки про Родину, стихи о людях разных профессий, стихи местных поэтов о Саранске, Мордовии, России. С детьми велась работа по экологическому воспитанию. Экология и город – одна из важнейших тем, поэтому с детьми проводились игры экологического характера: «Экологическая тропа»; «Кто полезен»; «Аукцион»; «Красная книга Мордовии» и др. В работе с детьми по экологическому воспитанию руководствовалась таким принципом: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса - посади!».

Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют мини-музей. В нашем детском саду с помощью родителей воспитанников был создан мини-музей: «Родимый край – Мордовия моя», где родители приняли активное участие, с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: предметами быта, старинными вещами, кубками, вымпелами, медалями, памятными книгами и красочно иллюстрированными журналами предприятий города.

Также в нашей группе был создан игровой центр: «Моя малая Родина - Мордовия». В котором есть куклы в национальных костюмах, детские книги о родном крае, художественные книги для детей мордовских писателей, игрушки сделанные народными умельцами, альбомы: «Известные люди Мордовского края», «Предприятия и их продукции», «Мой любимый город», разные дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Собери герб и флаг» и др.

Весь этот материал помогает эмоциональному восприятию содержания исторических событий и фактов.

Экскурсии, проводимые в нашем мини-музее, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.

Взаимодействие с родителями по данной теме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Главное, на что обращаю внимание – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду. Для организации сотрудничества использую разнообразные формы работы : семинары-практикумы, посиделки, КВН, викторины, круглые столы, беседы, консультации, анкетирование, выпуск газет, дни открытых дверей и др. Родители воспитанников принимали активное участие в жизни детского сада.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольная организация; любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания нравственно-патриотических чувств, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине, родному краю. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания. Неотъемлемой частью в своей работе отводим сотрудничеству с родителями.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания нравственно-патриотических чувств, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине, родному краю. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать её красоту - это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за всё, что происходит в городе, отзывчивость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширять кругозор. Формируются разные виды отношений - природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания. Приятно слышать, когда мои воспитанники, рассказывают родителям о истории создания или о названии улицы, услышанную ими на экскурсии. Это говорит о том, что добрые семена, вложенные в детские уши, не пропали даром. Они дают свои всходы, и ради этого стоит работать.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Методическое пособие «Известные люди города Миасса» как средство патриотического воспитания дошкольников Конспекты занятий в подготовительной группе Занятие №1 Тема: Гимнастка Людмила Громова Цели: Познакомить детей со знаменитой спортсменкой.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы) Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. : Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края»Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Семинар-практикум «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Цель: • Выявить имеющие знания у педагогов.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 19:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД