Папки-передвижки

Выступление на МО Экологическое воспитание в центре социальной помощи семье и детям

Полякова Ольга Семёновна
Выступление на МО Экологическое воспитание в центре социальной помощи семье и детям

Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Публикация «Выступление на МО Экологическое воспитание в центре социальной помощи семье и детям» размещена в разделах

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. К. Д. Ушинский акцентировал внимание на то, чтобы "вести детей в природу", «сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития».

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые, яркие эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?

Учитывать возрастные особенности дошкольников: впечатлительность и эмоциональную отзывчивость.

Через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский, «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.

Вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных). Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветке. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом.

На сегодняшний день проблема экологии является самой важной, но многие даже не задумываются об этом. Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Они даже не замечают, как вредят природе на глазах у детей. Это может быть какая-то мелочь: кинуть мусор рядом с мусорным ведром или не сдать макулатуру в центр обработки. Для нас это кажется чем-то не важным, но именно это сильнее всего влияют на развитие ребёнка, и они начинают думать, что это правильно, что так и надо делать. Таким образом, мы случайно воспитываем в детях неуважение к экологии или пренебрежение к ней. Для того, что бы такого не допустить, детям надо рассказывать о проблемах экологии и о последствиях, к которым приведёт пренебрежительное отношение к ней.

Летом территория нашего центра, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. На прогулках воспитатели организуют наблюдение за поведением животных, растениями, развивают умения и навыки по уходу за природой.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если взрослый сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

Рассказывайте о вымирающих животных, которые погибают из-за выброса в атмосферу токсичных и вредных веществ, о бесконечно вырубаемых лесах, которые дают нам воздух, которым мы дышим. Таким образом мы сможем объяснить нашим детям, что природу надо беречь. Если мы действительно им об этом будем рассказывать, то мы не только научим их выбрасывать отходы в строго отведённые места, что-то сдавать на переработку, то, возможно, мы сможем в будущем спасти и следующе поколения, и даже нашу планету!

Так же немало важно то, как именно мы представим им эту информацию, ведь детям вряд ли будет интересна лекция. Лучше всего преподавать им это в виде игры, чтобы детям было весело и интересно.

Предлагаю использовать игры.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Пирамидка»

Она заключает в себе пищевую цепочку от пчелы опыляющей растения, которые съедят травоядные, а они в свою очередь являются пищей для хищников. Таких цепочек можно выстроить большое количество, и они могут иметь разветвления. Если данные цепочки подкрепить ещё и наглядным материалом, то это вызовет еще больший интерес у ребёнка. Такого рода пирамидки можно изготовить из картона с картинками или нарисовать картинки на бумаге и прикрепить на обычную пирамидку. Здесь у ребёнка подкрепятся знания, и будет возможность проявить совместное с взрослым творчество.

«Узнай по листочку»

Эта игра заключает в себе изображение внешних признаков растений: листья, кора, стебель, плоды. Ребёнок учится их различать по внешнему виду.

«Угадай по описанию»

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.

Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

«Какая это птица»

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».

Материал: Красочные изображения птиц.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:

- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Саша, покажи эту птицу.

- Все покричим, как ворона.

- Кто кричит «Чирик-чирик»?

- Покричим, как воробей.

«Птички»

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились-

Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

«Да и нет»

Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.

Материал: игрушечный котёнок.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:

- Есть у котёнка нос?

- Есть у котёнка уши?

- Есть у котёнка рога? и т. д.

«Где спряталась рыбка»

Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Материал: игрушечный руль.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».

Прилетели птички.

Птички – невелички.

Весело скакали,

Зёрнышки клевали.

Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».

«Чудесный мешочек»

Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает : «Где же растут овощи?»

Также можно организовывать повседневную деятельность, с детьми придавая ей особенный смысл: не просто уборка, а спасение природы от грязи и мусора, не просто высадка растений, а озеленение и насыщение кислородом нашей планеты. И так далее и тому подобное. Таким образом, если проявить больше внимания и творчества, с самого рождения можно привить нашему будущему поколению в повседневной жизни бережное отношение к природе.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ» Уважаемые родители! Просим Вас принять в анкетирование по вопросам экологического воспитания дошкольников. ФИО ___ Возрастная группа.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Консультация для родителей в старше-подготовительной группе «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Спасение земли от полного истощения.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» Красота окружающего мира встречает нас морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, задуматься. Что же такое экологическая.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района».

Участие в акции «Твори добро» для центров социальной помощиУчастие в акции «Твори добро» для центров социальной помощи В преддверии праздника Международного женского дня 8 марта с дошкольниками подготовительной группы продолжили участие в городской акции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на МО Экологическое воспитание в центре социальной помощи семье и детям
Опубликовано: 20 марта 2021 в 08:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД