Основные направления взаимодействия с семьей

Людмила Поселенова
Основные направления взаимодействия с семьей

В период детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов, отличающийся личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Целью взаимодействия с семьями воспитанников является – организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.

Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия детского сада и семьи. Это содействует решению следующих задач:

-выработка общей стратегии взаимодействий родителей и сотрудников детского сада по развитию личности дошкольника;

-формирование общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Модель взаимодействия детского сада с родителями условно состоит из трех блоков:

• информационно-аналитического,

• практического

• контрольно-оценочного

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы детского сада.

Перечислю методы взаимодействия детского сада и семьи на первом этапе (информационно-аналитический блок):

• опрос,

• анкетирование,

• патронаж,

• интервьюирование,

• наблюдение,

• изучение медицинских карт,

• специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок – практический, в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые используются медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависит от той информации, которую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:

• наглядно-информационные,

• выпуск газет,

• паспорт здоровья,

• листы-памятки,

• открытые занятия для родителей,

• мини-библиотека,

• информационные стенды,

• дни открытых дверей,

• выставка пособий,

• библиотека игр и упражнений,

• познавательные практикумы,

• индивидуальное и подгрупповое консультирование,

• нетрадиционные родительские собрания,

• устные журналы,

• экскурсии;

• видеотека,

• аудиотека и т. д.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:

• организация проектной деятельности,

• защита семейных проектов,

• игротеки,

• выставки выходного дня,

• театральная пятница,

• встречи с интересными людьми,

• праздники,

• издание семейных газет,

• журналов,

• ведение домашних читательских дневников,

• походы и многое другое.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать:

• опрос,

• книги отзывов,

• оценочные листы,

• экспресс-диагностику и другие методы,

• собеседование с детьми и родителями,

• наблюдения,

• самоанализ со стороны педагогов.

Сотрудничество со специалистами детского сада помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Сама проблема взаимодействия детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…

Список используемой литературы:

1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005

2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.

3. Лукина, Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л. И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

5. Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями в МКДОУ №22 п. Кавалерово Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных.

Электронное пособие «Традиции и новации взаимодействия ДОУ и семьи в образовательной области «Коммуникация» Цель работы с родителями: -создание единого образовательного пространства -создание доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Основные направления взаимодействия с семьей
Опубликовано: 2 октября 2013 в 14:35
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по конструированию из бумаги «Котенок в технике оригами» для дошкольников
Занятие по конструированию из бумаги «Котенок в технике оригами» для дошкольников Цель: продолжить знакомство детей с искусством оригами, активизация...
Мастер-класс «Масленица из фантиков».
На масленичной неделе мы много беседовали с детьми о народных традициях празднования Масленицы. В совместной деятельности мы решили смастерить масленицу...
Домашний уют своими руками (вязаные сердечки на День Святого Валентина)
Дорогие друзья, гости любимого сайта! Предлагаю вашему вниманию свои новые поделки. К празднику 14 февраля связала крючком подвески-сердечки, украсила...
Семейный праздник. «Книга — лучший друг»
Цель: - содействовать воспитанию любви к чтению у дошкольников и их родителей; - пропагандировать среди родителей семейное чтение художественной литературы;...
Методическая разработка для занятия в подготовительной группе «Подарок папе»
Направление: художественно-эстетическое. Образовательная область: аппликация Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,...