Ирина Махова
Опыт работы «Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи дошкольников»
Одной из главных задач на 2013-2014 учебный год является отработка модели взаимодействия специалистов с воспитателями для осуществления комплексного речевого развития детей.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Публикация «Опыт работы „Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи дошкольников“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Давно известно огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.
Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи.
Мы ставим перед собой совместные педагогические задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания;
- развитие голоса;
- развитие фонематического слуха;
- развитие артикуляции;
- развитие грамматического строя;
- развитие словаря;
- развитие монологической речи;
- развитие коммуникативных навыков.
Развитию мелкой моторики способствует гимнастика:
- упражнения для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча, гимнастической палки ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;
- упражнения, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;
- упражнения, улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др. ;
- упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;
- упражнения для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшенной или повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, кегли, «ласточка»;
- упражнения на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговик тает» и др.
Также мы развиваем мелкую моторику детей с помощью специально подобранных упражнений для рук:
- перекладывание мелких предметов;
- разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;
- круговые движения кистями;
- руки в замок – круговые движения влево - вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;
- тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и др. ;
- пальчиковые игры.
Очень важно развивать речевое дыхание. Для этого мы используем в своей работе дыхательную гимнастику, серию упражнений на дыхание:
- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (вдох-выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот);
- включение речевого материала, произносимого на выдохе (звуки, слоги, слова, словосочетания, например, упражнения «Насос» - произнесение согласного звука [с], «Самолеты летят» - произнесение гласного звука [у] и др.
Упражнения на укрепление голосового аппарата («Произнеси громко - тихо» и др.) способствуют развитию голоса.
Фонематический слух мы развиваем с помощью музыкально-ритмических упражнений, спортивных речевок, которые развивают и артикуляцию.
Воспитывая навык грамотного изложения правил спортивных игр, мы развиваем не только грамматический строй речи, но и монологическую речь. Также на занятиях по физической культуре мы пополняем словарь ребенка спортивной терминологией. Участие ребенка в спортивных мероприятиях способствует развитию у него коммуникативных навыков.
Также на занятиях по физической культуре закрепляем материал логопедических занятий. Например, была пройдена тема «Птицы». Закрепляем материал в играх «Летает - не летает», «Воробышки и автомобиль» и т. д.
Мы можем добиться успехов в развитии речи детей только усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). Цель нашей работы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, на физкультурных занятиях мы не только укрепляем здоровье ребенка, но и можем скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.