МААМ-картинки

Руководство игровой деятельностью (1 фото)

Тюрина Екатерина
Руководство игровой деятельностью

В условиях реализации ФГОС говориться об исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. В новом документе, указывается на то, что обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

Публикация «Руководство игровой деятельностью» размещена в разделах

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведения обладает каждый ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.

Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т. д.

Игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.

Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся.

Какими же качествами должен обладать педагог для успешного руководства игровой деятельностью :

открыто демонстрировать доброжелательность, внимательность к играющим детям,

не вызывать своим участием у них страх, тревогу,

проявлять тактичность, гибкость в поведении,

творчество,

креативность,

артистизм

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно - ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

В младших группах педагог напрямую обучает детей способам игры - показывает, как играть с игрушкой, объясняет, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составляет не сложный сюжет игры, распределяет роли, играет с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов. К старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Для проведения сюжетно – ролевых игр, разработан алгоритм проведения игр.

Этапы педагогической технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

На этом этапе важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). (Это беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, знакомство с художественными произведениями, внесение атрибутов, проведение экскурсий и т. д.)

Обязательным условием для сюжетно-ролевых игр являются предметы заместители (коробка с такими предметами, дети выбирают предметы и используют их в игре.

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам, яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Если в младшей группе ведущая роль у воспитателя и воспитатель руководит игрой, то в средней группе воспитатель должен начать игру и постепенно предать ее в руки детей и контролировать игру со стороны, в нужный момент включаться в игру. В старшей и подготовительной группе детям можно предлагать игры по выбору с распределением ролей (предоставлять детям самостоятельность, но если у детей возникают затруднения в игре, воспитатель не навязчиво предлагает продолжить игру, немного изменив сюжет.

Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимают в игру воспитателя, даже уступают главные роли, то с возрастом все главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но дети учатся улаживать их самостоятельно или с помощью воспитателя.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

• Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

• творческое создание обстановки для игры;

• организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Ошибки в руководстве детской игрой

Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.

1. Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым «творческую инициативу и самостоятельность ребенка».

2. Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой - то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.

3. Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой - когда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.

4. Еще одним проявлением ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем неинтересные. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Руководство игровой деятельностью

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников» Доклад к презентации на тему: «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников» Слайд 1 - Добрый день, уважаемые коллеги.

Фотоотчёт «Выступление на семинаре «Педагогическое руководство конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста»Фотоотчёт «Выступление на семинаре «Педагогическое руководство конструктивной деятельностью детей дошкольного возраста» Фотоотчёт - ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Индивидуальный план по самообразованию «Первые сюжетные игры детей и руководство ими» Составила: С. В. Батыгина «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» (Китайская пословица) Индивидуальная тема.

Конспект-руководство трудовой деятельностью во второй младшей группе «Мытье стульев» Конспект руководство трудовой деятельностью во 2 младшей группе. Тема: «Мытье стульев». Программные задачи. Формировать умение протирать.

План работы педагога по самообразованию «Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста» Формы работы Самостоятельная работа над темой Групповая и индивидуальная работа с детьми Работа с родителями Методическая работа с педагогами.

Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр. Руководство театрализованной деятельностью в детском саду» Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар старших воспитателей «Организация и руководство работой творческих групп в ДОУ»Семинар старших воспитателей «Организация и руководство работой творческих групп в ДОУ» ПЛАН проведения районного семинара старших воспитателей «Организация и руководство работой творческих групп в МДОУ» 1. Презентация - сообщение.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» с. Александровское.

В помощь старшим воспитателям: тематический контроль «Руководство исследовательской деятельностью детей» ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ «Руководство исследовательской деятельностью детей» Цель: анализ эффективности приемов работы педагогов по формированию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Руководство игровой деятельностью
Опубликовано: 15 мая 2019 в 19:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД