Лучший педагог года

«Правильно поставленный диагноз-залог успешной коррекции» (из опыта работы)

Чернигина Ирина Кузьмичева
«Правильно поставленный диагноз-залог успешной коррекции» (из опыта работы)

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т. п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило : «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Публикация «„Правильно поставленный диагноз-залог успешной коррекции“ (из опыта работы)» размещена в разделах

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Когда ребенку ставят диагноз умственная отсталость, сразу возникает много вопросов - что нужно делать, окончательный ли это диагноз или нет, уже можно отчаяться и опустить руки или еще рано и т. д.

Действительно это может оказаться ошибочный диагноз. Его могут поставить вместо таких нарушений, как ЗПР, аутизм и алалия.

1. Время постановки диагноза. Как правило, уверенно говорить об умственной отсталости можно не ранее 7-ми лет. Если диагноз поставили раньше 7-ми лет, то тут речь будет идти о наличие отставания в развитии у ребенка, но, о каком именно точно, сказать будет еще нельзя. Отставание в развитие фактор важный и опасный, поэтому меры по лечению и коррекции нужно предпринять немедленно, но все же об окончательном диагнозе речь еще идти не может.

2. Диагноз ставится по итогам прохождения психологической диагностики. При этом необходимо пройти диагностику на умственную отсталость у двух разных специалистов. Основной тест, который используется – это тест Векслера. Основанием для постановки диагноза не может быть краткая беседа или «немножко порасскладывать картинки».

Иногда дети более собраны вместе с родителями, иногда наоборот. При прохождении диагностики надо помнить об этом. Поэтому нужно сначала попробовать и посмотреть будет ли разница в поведение ребенка, вместе с родителем и без них.

3. Профессионально проведенное тестирование может с очень большой долей вероятности отделить умственную отсталость от задержки психического развития (ЗПР).

Умственная отсталость – это группа синдромов, вызванных органическим поражением мозга. Проявляется умственная отсталость в общем психическом недоразвитии с недостаточностью интеллектуальных способностей.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение темпов психического развития, связанное как с биологическими, так и с социальными причинами. Развитие ребёнка с ЗПР идёт в том же направлении, как и у нормы, но гораздо медленнее.

Теория наглядно показывает, что ЗПР и умственная отсталость – два разных нарушения. Однако, на практике дети с ЗПР и умственной отсталостью (особенно в лёгкой степени) очень похожи. У обоих категорий эмоционально-волевая сфера характеризуется инфантильностью, незрелостью, слабостью воли, психопатоподобным поведением, запас представлений об окружающем мире ограничен, навыки интеллектуальной деятельности не сформированы, одинаково страдают мышление, восприятие, внимание, память, речь. В результате к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Сходств много, поэтому, чтобы правильно поставить диагноз, специалисты прибегают к дифференциальной диагностике. Дифференциальная диагностика помогает выявить степень, характер нарушения, первичные и вторичные дефекты, определить и обосновать педагогический прогноз, а также направление обучения, его формы и тип образовательного учреждения, в котором будет учиться ребёнок. Опираясь на результаты дифференциальной диагностики, специалист легко найдёт индивидуальный подход к ребёнку.

Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО:

* При ЗПР нарушен темп развития детей; аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы (лобных областей и их связей с другими областями коры и подкорки). В случае коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Характерна неравномерность формирования психических функций, отмечаются как повреждения, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В отличие от олигофренов, дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах.

* При умственной отсталости основным

патогенетическим фактором является

органическое поражение коры больших

полушарий головного мозга, поэтому не

возникает обратимости симптоматики в

процессе компенсации. Поражение носит

тотальный, необратимый характер.

Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны:

-парциальность

-мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка.

При умственной отсталости отмечается:

-тотальность

Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования

Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей развивается все

В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.

К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания.

Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

• Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес.

• При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.

• Эмоциональная сфера умственно отсталых не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования, как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

• Большинство детей с ЗПР в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

• У умственно отсталых без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы — схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.

• В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность.

• В то время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.

• В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических проявлений, что типично для умственно отсталых дошкольников.

Однако и у детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов.

Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.

• При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и полного выпадения функций, которые отмечаются у детей с органической деменцией.

Выводы:

Основными причинами возникновения ЗПР и умственной отсталости являются: негрубое и грубое поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов в период внутриутробного развития, родовые травмы.

• В отличие от ЗПР, умственная отсталость является необратимым нарушением, а ЗПР это замедление темпа развития психики ребенка.

• В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

• У всех детей с ЗПР и умственной отсталостью не сформирована готовность к школьному обучению.

Вопрос: Какие требования к характеристике обучающегося школьного возраста для ПМПК?

Опыт работы ПМПК показал, что на результаты обследования влияет наличие достоверной информации о ребенке. Большое значение имеет качество документов, представленных на ПМПК. Одним из важных документов являетсяхарактеристика обучающегося.

Рекомендации по написанию характеристики.

К структуре характеристики нет определенных требований, однако обязательно должны быть включены следующие разделы:

Общие сведения о ребенке

Ф. И. О.

Дата рождения, возраст.

Для специалистов ПМПК имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения, об уровне образования родителей, их участии в воспитании и обучении детей, особенностях воспитания в семье, отношение родителей к проблемам воспитания и обучения ребенка, др.

В тех случаях, когда ребенок учится не первый год, характеристики даются каждый год отдельно, причем отмечаются особенности развития ученика за данный период, указывается по какой программе обучался ребенок. Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы, печать учреждения.

Необходимо указать дату поступления ребенка в школу, который год учится, в каких школах, классах учился, оставался ли на второй год, были ли длительные перерывы в обучении, по каким причинам.

Необходимы сведения об успеваемости ребенка по четвертям. Указание причин направления его на комиссию.

Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы, печать учреждения.

Состояние школьных знаний и навыков ребенка.

Этот раздел должен по возможности заключать ответ на вопросы: что усвоил ребенок из пройденного материала по чтению, письму, математике и что затрудняло его при усвоении материала.

Как относится ребенок к своим неудачам в обучении: безразлично или тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения, становится пассивным, как реагирует на оценку своей работы.

Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей: усиленный контроль или помощь при выполнении классных занятий; облегченные домашние задания; индивидуальные в процессе фронтальной работы с классом; дополнительные занятия в школе после уроков; дополнительные задания на дом; указания родителям о помощи ребенку при подготовке уроков и т. п.

Какие результаты были при этом достигнуты: улучшилась ли успеваемость, удалось ли преодолеть затруднения, научился ли самостоятельно работать, насколько продвинулся ребенок в усвоении школьных навыков и за какой период времени были получены сдвиги.

Работоспособность и поведение ребенка в классе.

В этом разделе характеристики должны быть указаны и освещены следующие вопросы:

• Понимание ребенком требования учителя.

• Участие в работе класса.

Может ли ученик активно, целенаправленно работать, выполнять предъявленные к нему требования, следить за ходом урока, отвечать на вопросы, задавать вопросы учителю, в случае непонимания.

• Состояние работоспособности.

Эти вопросы должны быть освещены в каждой характеристике. Обратите внимание на то, как ребенок работает, заинтересован ли он в выполнении задания, целенаправлен ли он, стремится ли довести работу до конца. Усидчив ли в работе или легко отвлекается. Проявляет ли при преодолении трудностей настойчивость. Работает быстро или замедленно. Быстро утомляется и как проявляется утомление. Становится возбужденным. Наблюдаются ли резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, года.

Общая характеристика личности ребенка.

Очень ценно, если учитель может помимо своих наблюдений в классе, дать некоторую общую характеристику ребенка, указав на общее развитие, ориентировку в окружающем, его интересы, особенности характера.

О жизни вне школы мы узнаем или со слов родителей или самого ребенка. В то же время наблюдения учителя в этом направлении могли бы дать очень многое.

Основные трудности в процессе обучения ребенка (заключение учителя).

В данном разделе педагог должен указать основные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения (не может списывать, копировать, не пишет на слух, не может сливать в слоги, испытывает серьезные трудности в элементарных вычислениях, не понимает хода решения задач, с трудом сосредотачивается на задании, постоянно отвлекается, и т. д.)

Самостоятельно по слуху писать не может, но списать с книги может правильно. Может запомнить, только опираясь на зрительную память.

Учебный материал доступен, но мальчик не может сосредоточиться и поэтому не успевает.

При объяснении материала очень внимателен, старателен, но освоить задание не может.

Вместе с характеристикой школа может направить на медико-педагогическую комиссию контрольные работы, тетради, рисунки и т. п. Если ребенок повторно направлен на ПМПК, необходимо отразить соблюдались ли рекомендации ПМПК, если не соблюдались, то по какой причине.

Формализованные характеристики с включёнными позициями для подчёркивания, как показала практика, для ПМПК недопустимы так как не передают индивидуальность ребёнка и малоинформативны.

Вопрос: Что необходимо прописывать в заключении, рекомендациях консилиума?

В заключении психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации должно быть отражено, справляется ли ребёнок с программой, по которой он обучается. Необходимо предоставить представления специалистов школы с рекомендациями о необходимости сопровождения специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом).

Вопрос: Как подготовить родителей к посещению ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей, либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей, желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.

В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.

При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.

Продолжительность обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приема может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

На что обратить внимание при составлении характеристики для МППК

Критерии диагностического обследования

Психофизические особенности ребенка

Анамнестический критерий

Наиболее часто выставляемый клинический (нозологический)

диагноз/ диагнозы

Характер поведения ребенка

Регуляция деятельности

Социально-эмоциональная адаптированность

Коммуникативная активность

Речевая деятельность и языковые средства

Когнитивные особенности

Необходимая помощь

Обучаемость

Обученность ребенка

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

уровень работоспособности и темп работы

насколько быстро наступает утомление

каким образом оно проявляется

Это позволит сделать прогноз о возможностях обучения ребенка на фронтальных занятиях в группе или классе, рекомендовать соответствующий режим занятий

ВНИМАНИЕ

Достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего урока (занятия)

Негрубо выраженные нарушения внимания в начале урока (занятия, но в последующем постепенно уменьшающиеся (норма)

Негрубо выраженные нарушения внимания к концу урока (занятия)

Внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением

Отчетливо выраженные нарушения внимания к концу урока (занятия)

Негрубые нарушения внимания на протяжении всего процесса урока (занятия)

Отчетливые, выраженные нарушения внимания

ТЕМП И ДИНАМИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ПРОДУКТИВНОСТИ

Темп высокий (умеренный, равномерный на протяжении всего урока (занятия)

в сочетании с упорядоченной и рациональной деятельностью

Несколько замедленный, равномерный темп при упорядоченной деятельности

Темп в начале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца урока (занятия) стабильно высокий или равномерно умеренный (замедленная врабатываемость)

Высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями

Высокий или умеренный темп, но заметно замедляющийся к концу урока (занятия)

Ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотичной деятельностью, не меняющий своего характера после столкновения с трудностями

Крайне замедленный, не улучшающийся стимуляцией

ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Например, у старшего дошкольника или младшего школьника наблюдаем:

мотивированность

наличие ориентировочного этапа в задании

стойкость интереса к заданию

рациональность действий, их осмысленность

способность к самоконтролю или реагирование на организующий контроль взрослого

способность руководствоваться инструкцией и удерживать ее до конца задания

способность достичь результата

оценка результата (ориентация на похвалу, присутствие собственной оценочной деятельности)

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

АДАПТИРОВАННОСТЬ

критичность

адекватность эмоциональных реакций

наличие навыков самообслуживания в соответствии с возрастом

социальный опыт

ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Адекватная, самостоятельная, аргументированная

Снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов: «Все ли хорошо

сделал?»

Снижение первоначально завышенной оценки после прямых указаний на допущенные ошибки

и имеющиеся трудности

Отказ от оценки

Неадекватно завышенная оценка, даже после Коррекции

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Мыслительная деятельность – на основе количественных данных правильности выполнения заданий и качественных данных об особенностях мыслительной деятельности ребенка делается вывод об уровне развития мышления в следующих формулировках:

соответствует возрасту

незначительно ниже возрастной нормы

ниже возрастной нормы

умеренно снижено: легкое недоразвитие мыслительной деятельности; выражено снижено: умеренное недоразвитие мыслительной деятельности

грубо снижено: выраженное недоразвитие мыслительной деятельности или глубокое недоразвитие мыслительной деятельности

искажение мыслительной деятельности

выявить не удается

НЕОБХОДИМАЯ ПОМОЩЬ

1. Стимулирующая помощь – эмоциональное одобрение, похвала, настрой на работу

2. Организующая помощь:

Внешняя организация начала работы, которая может быть вербальной в видевопросов: «Ты понял, что тебе нужно сделать, повтори? Что тебе нужно сделать сначала?»

Разделение многозвеньевой инструкции на части: «Сначала тебе нужно выполнить это, потом, ты сделаешь вот это».

Специальная организация рабочего места – убрать все лишнее, жестом указать на материал, сигнализировать о начале работы (звоночек, карточка-символ, визуальноерасписание, т. о. обеспечить включение ребенка в работу.

3. Направляющая помощь :

Уточнение инструкции, ее повторение со смысловыми акцентами, разъяснением.

Адаптация инструкции – перефразирование, визуальная подсказка.

Наводящие вопросы. Совместное проговаривание плана действий.

4. Обучающая помощь:

Совместное выполнение задания по вербальной пошаговой инструкции.

Совместное выполнение задания по пошаговой инструкции, сопровождаемое показом.

Выполнение задания «рука в руку».

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

способность к сотрудничеству

поддержанию диалога

понимание обращений

используемая коммуникация

вербальная/невербальная

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

Понимает большинство инструкций сразу.

Критерий – выполнение действий в русле инструкции и ответы в плане вопросов

Некоторый вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения

Большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, иногда – упрощения формулировки

или демонстрации нужных действий

Большинство вопросов и инструкций понимает после показа или разнообразных вариаций,

упрощающих смысл

КОНТАКТНОСТЬ

Нормальный – спокойно-ответственно отношение к беседе и процессу обследования «адекватный, достаточный, без особенностей»

Избирательный – зависит от типа характера. В классификации Личко:

шизоиды – охотно выполняют экспер. задания, но замыкаются при вопросах на личную тему;

истероиды – демонстративны в поведении «я не собираюсь перед Вами отвечать…раскрывать душу…не буду ничего делать…»

Навязчивый – не соблюдение чувства дистанции, либо «паранойяльный», когда испытуемый монотонно ищет гипотетический вред для себя

Формальный – проявление защитных реакций

Негативный – может быть скрытым и явным

Установочное поведение – прямая лживость, грубая симуляция (по тестам – понимать не понимают, а дают правильные ответы, т. е. кто-то научил.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Праздники с родителями» (из опыта работы)«Праздники с родителями» (из опыта работы) Важное место в развитии и воспитании малыша, занимает – музыка. Она благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы)Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы) Уважаемые коллеги!Особое значение в своей работе я уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают.

Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть)Экологические страницы (Из опыта работы, 1 часть) «Детей надо постоянно удивлять, Ибо без этого нет запоминания И развития мысли». Сегодня уже всем известно, что наше самочувствие во многом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Правильно поставленный диагноз-залог успешной коррекции» (из опыта работы)
Опубликовано: 5 января 2020 в 13:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД