Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»

Елена Сухова
Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»

Родители часто задают вопрос, почему у ребенка, при всех стараниях родителей как можно лучше подготовить ребенка к школе, в старшем дошкольном возрасте выявляется нежелание идти в школу, а при поступлении в школу начинаются трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация, неуспеваемость?

Почему это происходит? Существуют различные причины.

1. Причина:

Последнее время семья активно включается в процесс подготовки детей к школе. Особенно это проявляется, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Это посещение группы Малышок, где дублируется программа детского сада, а в свою очередь в детсаду различные конкурсы, экскурсии, диагностика, развивающие занятия, открытые просмотры и т. д.).

Все это лишает детей прогулок, возможности играть с любимыми игрушками, общаться со сверстниками.

Зачастую процесс подготовки детей к школе начинает носить такой интенсивный характер, что у детей отбивается интерес к обучению и появляется страх перед школой.

2. Следующая причина в том, что

родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ.

То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе.

--- Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам.

В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причины: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя,

расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой и т д.

--- Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать".

---Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

3. Третьей причиной является однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. (постоянной похвалы или ругани).

Например,

--- Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая.

--- Воспитание детей из семей с однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные, а в ответ на свои разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые оценки (вечное недовольство или необоснованные восторги, теряет ориентиры для управления собственной активностью. (Ой, да у него 5 пальцев на руке)

4. Следующей причиной может быть полное отсутствие каких-либо реакций со стороны окружающих его взрослых:

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то малыши не могут сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит, понять, какое поведение одобряется, а какое - нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, и наиболее безвредный выход из нее - полная бездеятельность (растет как трава)

5. Пятая причина может состоять в том, что между действиями детей и реакциями взрослых проходит так много времени, что ребенок не может связать реакции окружения со своими собственными действиями. "Порка по пятницам, нотации по понедельникам" - это асинхронные реакции на действия. В таких случаях справедливая критика родителей перестает ассоциироваться в глазах детей с ошибками в домашнем задании, отказом мыть посуду или грубыми словами в адрес бабушки. Неодобрение взрослых воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с детским поведением и поэтому теряет всякую регулирующую роль.

Упражнение: «Что нужно сделать, чтобы воспитать монстра»

Материал: мольберт с нарисованным человечком, маркер

Ход: Ведущий рисует на листе образ ребенка.

Когда представители группы называют воздействия на ребенка, ведущий изображает их.

Первые признаки нарушения развития личности или асоциальное поведение проявляются в «плохом» поведении детей и начинаются в дошкольном возрасте.

Поэтому эту проблему гораздо легче предупредить, чем преодолеть. Для того чтобы ребенок развивался психически здоровым, взрослый должен знать три условия воспитания ребенка:

1) уважительное внимание;

2) справедливая оценка;

3) признание безусловной ценности его личности.

Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Взаимодействие взрослого и детей— это всегда «улица со встречным движением»:

мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, а они относятся к нам, ожидая от нас понимания, любви, уважения.

И от правильного взаимодействия зависит психическое здоровье ребенка.

Подумайте, как часто мы говорим детям:

- Я сейчас занята,

- Посмотри, что ты натворил,

- Это надо делать не так,

- Когда же ты научишься?

- Сколько раз я тебе говорила!

- Нет! Сейчас я не могу!

Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдаляется от вас, стал скрытен, ленив, неуверен в себе, беспомощен.

Но ведь есть совсем другие слова, ласкающие душу ребенку:

- Ты очень многое можешь!

- Что бы мы без тебя делали!

- Я радуюсь твоим успехам!

Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не забывая при этом предоставлять разнообразную и своевременную обратную связь. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 10:39
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...