Лучший педагог года

Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»

Елена Сухова
Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»

Родители часто задают вопрос, почему у ребенка, при всех стараниях родителей как можно лучше подготовить ребенка к школе, в старшем дошкольном возрасте выявляется нежелание идти в школу, а при поступлении в школу начинаются трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация, неуспеваемость?

Почему это происходит? Существуют различные причины.

1. Причина:

Публикация «Выступление на родительском собрании „Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу“» размещена в разделах

Последнее время семья активно включается в процесс подготовки детей к школе. Особенно это проявляется, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Это посещение группы Малышок, где дублируется программа детского сада, а в свою очередь в детсаду различные конкурсы, экскурсии, диагностика, развивающие занятия, открытые просмотры и т. д.).

Все это лишает детей прогулок, возможности играть с любимыми игрушками, общаться со сверстниками.

Зачастую процесс подготовки детей к школе начинает носить такой интенсивный характер, что у детей отбивается интерес к обучению и появляется страх перед школой.

2. Следующая причина в том, что

родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ.

То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе.

--- Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам.

В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причины: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя,

расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой и т д.

--- Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать".

---Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

3. Третьей причиной является однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. (постоянной похвалы или ругани).

Например,

--- Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая.

--- Воспитание детей из семей с однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные, а в ответ на свои разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые оценки (вечное недовольство или необоснованные восторги, теряет ориентиры для управления собственной активностью. (Ой, да у него 5 пальцев на руке)

4. Следующей причиной может быть полное отсутствие каких-либо реакций со стороны окружающих его взрослых:

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то малыши не могут сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит, понять, какое поведение одобряется, а какое - нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, и наиболее безвредный выход из нее - полная бездеятельность (растет как трава)

5. Пятая причина может состоять в том, что между действиями детей и реакциями взрослых проходит так много времени, что ребенок не может связать реакции окружения со своими собственными действиями. "Порка по пятницам, нотации по понедельникам" - это асинхронные реакции на действия. В таких случаях справедливая критика родителей перестает ассоциироваться в глазах детей с ошибками в домашнем задании, отказом мыть посуду или грубыми словами в адрес бабушки. Неодобрение взрослых воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с детским поведением и поэтому теряет всякую регулирующую роль.

Упражнение: «Что нужно сделать, чтобы воспитать монстра»

Материал: мольберт с нарисованным человечком, маркер

Ход: Ведущий рисует на листе образ ребенка.

Когда представители группы называют воздействия на ребенка, ведущий изображает их.

Первые признаки нарушения развития личности или асоциальное поведение проявляются в «плохом» поведении детей и начинаются в дошкольном возрасте.

Поэтому эту проблему гораздо легче предупредить, чем преодолеть. Для того чтобы ребенок развивался психически здоровым, взрослый должен знать три условия воспитания ребенка :

1) уважительное внимание;

2) справедливая оценка;

3) признание безусловной ценности его личности.

Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Взаимодействие взрослого и детей— это всегда «улица со встречным движением» :

мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, а они относятся к нам, ожидая от нас понимания, любви, уважения.

И от правильного взаимодействия зависит психическое здоровье ребенка.

Подумайте, как часто мы говорим детям:

- Я сейчас занята,

- Посмотри, что ты натворил,

- Это надо делать не так,

- Когда же ты научишься?

- Сколько раз я тебе говорила!

- Нет! Сейчас я не могу!

Все эти «словечки» крепко закрепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдаляется от вас, стал скрытен, ленив, неуверен в себе, беспомощен.

Но ведь есть совсем другие слова, ласкающие душу ребенку :

- Ты очень многое можешь!

- Что бы мы без тебя делали!

- Я радуюсь твоим успехам!

Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не забывая при этом предоставлять разнообразную и своевременную обратную связь. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Предупреждение социальной дезадаптации при поступлении ребенка в школу»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 10:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД