МААМ-картинки

Обучение творческому рассказыванию

Екатерина Смирнова
Обучение творческому рассказыванию

«Творческое рассказывание»

Подготовила: воспитатель Смирнова Екатерина Андреевна

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей. Именно в этом возрасте возникают все виды художественной деятельности, появляются первые их оценки, предпринимаются первые попытки самостоятельного сочинения. Словесное творчество детей требует от ребенка активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Публикация «Обучение творческому рассказыванию» размещена в разделах

В настоящее время воспитатели детских садов отмечают низкий уровень творческого рассказывания у детей дошкольного возраста. Тексты, которые дети предлагают в качестве самостоятельных творческих рассказов, содержательно бедны,

маловыразительны в языковом оформлении, характеризуются подражательностью и заимствованием сюжетов ранее прочитанных художественных произведений, просмотренных мультипликационных фильмов или даже сюжетов компьютерных игр.

В качестве причин неудачных творческих рассказов современных старших дошкольников могут быть выделены следующие: фрагментарность и недостаточность знаний о событиях окружающей жизни, бедность замыслов, неразвитость воображения, невнимательность, недостаточная сформированность представлений о структуре рассказа, бедность словаря, низкий уровень развития связной речи.

Для обеспечения речевой самостоятельности творческое рассказывание имеет важное практическое значение. Поэтому необходимо поощрять самостоятельное сочинение детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов и т. д.

Общепризнанно, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет успешным, если педагог максимально использует наиболее эффективные методы и приемы, если осуществляется отслеживание достигнутых результатов с тем, чтобы способствовать их дальнейшему развитию.

Вопросом словесного творчества занимались и продолжают заниматься ряд ученых: Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, Н. А. Орланова, О. С. Ушакова, Л. М. Ворошнина, Э. П. Короткова, Л. М. Гурович,

О. В. Акулова, А. Е. Шибицкая, Н. В. Ветлугина.

В развитии детского словесного творчества Н. В. Ветлугина выделяет три этапа.

На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество.

Второй этап — собственно процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств.

Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность.

Изучение этих особенностей формирования детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, благоприятствующие творчеству. Их можно разделить на стимулирующие и побуждающие условия. К стимулирующим условиям относятся:

1. Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения и пр.

2. Личность педагога. Если педагог обладает профессиональным мастерством, способностью творить и человеческим обаянием, он оказывает на ребенка огромное положительное влияние.

3. Развитие воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

4. Развитие наблюдательности. Полные, верные образы, которыми обогатится ребенок, наблюдая окружающий мир, станут затем элементами его мыслительной деятельности, в том числе и творческой.

5. Воспитание трудолюбия. Здесь труд направлен на поиски сюжета, темы, на отбор средств выражения, на «отделку» продукции.

6. Обучение на занятиях. Если занятие носит развивающий характер, если дети усваивают на занятии способы самостоятельных действий, то можно рассчитывать, что они будут использовать приобретенные знания в других условиях.

К побуждающим условиям относятся следующие условия.

1. Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию. Взаимосвязь задач реально обогащает содержание обучения, создает и для реализации творческих возможностей, т. е. закладывает фундамент для словесного творчества детей.

2. Развитие поэтического слуха. Его развитие помогает ребенку использовать полученные навыки и умения в самостоятельной деятельности — в словесном творчестве.

3. Влияние фольклора. Фольклор развивает образную речь, определяет ее строй и стиль, дает детям материал для собственных сочинений, представляет способы их построения.

4. Взаимодействие разных видов художественной деятельности. Развитие словесного творчества возможно, если на каждом занятии по детской литературе знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, давать им творческие задания.

Одним из видов детского сочинительства, как уже подчеркивалось, является творческое рассказывание.

Под творческим рассказыванием понимается деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию.

Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой» и на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай».

Алексеева М. М. условно выделила следующие виды творческих рассказов: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений. Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

В учебном пособии Стародубовой выделяются следующие виды творческих сочинений.

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель.

Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что воспитатель, начиная рассказ, определяет героев, придумывает завязку, а дети продолжают и заканчивают его.

2. Придумывание рассказа (сказки) по плану воспитателя. Педагог предлагает тему и план, который определяет лишь общую последовательность событий, а развить содержание дети должны самостоятельно.

Например:

Дети, сегодня вы будете учиться придумывать рассказ про ежика, его приключения. Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес. и придумайте, что с ним произошло.

3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем

(без плана).

Выполняя это задание, ребенок выступает как автор. Он сам выбирает содержание рассказ и его форму.

Например:

Дети, сегодня вы будем придумывать рассказ про Сережу и его щенка. Рассказ назовем так: Сережа вывел на прогулку своего щенка. Начинайте. Подумайте, с чего вы начнете, о чем расскажете в середине рассказа и как закончите.

4. Придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания. Его можно использовать лишь в том случае, если у детей уже сформировались умения строить повествовательный текст, давать ему заглавие, а также умения, способствующие возникновению творческого замысла и его реализации.

5. Придумывание рассказов (сказок) по литературному образцу.

Придумывание рассказов по литературному образцу может выполняться в двух вариантах: когда сохраняется содержание, а заменяются лишь герои; и в более трудном, когда сохраняются герои, а заменяется содержание.

Воспитателю нужно быть внимательным слушателем, который подмечает все особенности ответов детей, чтобы предметно провести анализ и оценку рассказов. Он должен избегать поверхностных оценок. Наиболее обстоятельно и развернуто следует анализировать первые рассказы, так как следующие рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием.

При оценке очередного рассказа необходимо останавливаться лишь на чем-то новом, что можно отметить в нем по сравнению с предыдущим сочинением.

Педагогу необходимо записывать детские сочинения и составлять из них альбомы, которые ребята могут дополнить своими рисунками. Дошкольники любят рассматривать альбомы и с удовольствием по многу раз слушают сочинения.

Публикации по теме:

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Введение в действие Федерального государственного.

Конспект НОД по развитию речи «Обучение рассказыванию и описание кукол» Конспект НОД по развитию речи «Обучение рассказыванию: описание кукол» Возрастная группа: старшая группа (5 - 6 лет) Программное содержание:.

Консультация для родителей «Обучение творческому рассказыванию» Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение,прежде всего рассказыванию. Полноценное овладение родным языком.

Консультация для воспитателей «Обучение рассказыванию» Обучение рассказыванию. (Консультация для воспитателей). Учить ребенка рассказывать - Это значит формировать его связную речь. Эта задача.

Мастер-класс «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию». Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна МДОУ «Детский сад «Солнышко». Г. Переславль- ЗалесскийМастер- класс «Использование карт Проппа в обучении.

Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине» Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада.

Обучение рассказыванию. Конспект открытого занятия «Осень наступила» (младшая группа) Обучение рассказыванию Конспект открытого занятия: «Осень» (для младшей группы) Цель занятия : Учить составлять рассказы об осени с.

Обучение рассказыванию по картине «Лошадь и жеребёнок» в старшей группе ФИО студента: Криницына Софья Алексеевна. Группа: старшая возрастная группа. Детский сад: МКДОУ црр-д/с "Золотой петушок". Тема: Рассказывание.

Обучение рассказыванию об игрушках и предметах детей 4–5 лет I глава. Состояние проблемы развития связной речи у детей в научно-методической литературе Развитие речи становится актуальной проблемой.

Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» (старшая группа)Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» (старшая группа) Составила: Попова О. Н. Цель: учить устанавливать связи между материалом и способом применения предметов одежды, подвести к пониманию того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение творческому рассказыванию
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 22:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД