Папки-передвижки

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

ирина аверина
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.

Публикация «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию» размещена в разделах

Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные.

Мое внимание привлекли «Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.

А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок, как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.

Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу.

Цель- обучать творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

Задачи:

1. Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

2. Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащать эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь;

3. Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету;

4. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

5. Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.

6. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

7. Способствовать повышению поисковой активности.

8. Воспитывать чувства эмпатии: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит ребенка с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Карты Проппа я использую еще при чтении сказки. Выкладывалю подходящие картинки в ряд. На этапе ознакомления детей с картами я сделала их яркими и красочными. Ребята проявляли большой интерес к карточкам, рассматривали и обсуждали их в свободное время. Так же использовались игры с картами, такие как:

• Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

• Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

• Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

• Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

• Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»).

На втором этапе работы так как сказки более объёмные, и выкладывание картинок станет проблематичным, мы с детьми будем создавать свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Карты вводятся постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции, с помощью данного приема детям легко запомнить последовательность действий, потому, что дети являются активными участниками создания карт. Каждая карта обсуждается и рисуется в присутствии детей, теперь это не красочные картинки, а схематические изображения.

На третьем этапе планируется применять карты Проппа не только для пересказа сказок, но и для самостоятельного сочинения сказки. Придумывать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, давать им характеристику, строить свой, интересный сюжет.

Публикации по теме:

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

Лэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук, как современное средство обучения детей старшего дошкольного возраста В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Презентация «Мастер-класс для педагогов на тему «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» «Мастер – класс для педагогов»Тема: «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» Среди всех видов связной монологической.

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа» Форма: НОД Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Задачи: Образовательные 1. Закрепить знания о строении сказок,.

Конспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возрастаКонспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста Югова Татьяна Николаевна Конспект по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать эстетическому развитию.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Квест как инновационная форма обучения детей старшего дошкольного возраста Квест как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста Актуальность В последние несколько лет все более и более.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Консультация для воспитателей «Карты Проппа» Выступление на методическом объединении. Тема: «Карты Проппа». Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 17:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД