Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики

Рима Балтабаева
Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов на тему: «Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики».

Почерк- это устойчивое индивидуальное образование. По почерку возможна идентификация личности человека.

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

В настоящее время, когда наша школа переживает период различных преобразований, необходимо наметить дальнейшие перспективы развития методики формирования графических навыков письма. Успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий. Учитель должен работать с классом, чтобы формировать у учащихся каллиграфические навыки письма - чёткий разборчивый почерк. Однако с самого начала обучения и ещё более отчётливо к 3 и 4 классу выявляются индивидуальные особенности почерков учащихся, хотя и не до конца сформировавшихся.

Индивидуальные особенности почерка, будет ли он разборчивым, чётким, зависит много причин.

Развитие зрительного восприятия и зрительно-двигательной связи при письме в период обучения грамоте и в 1 и во 2 классе это то, что в значительной мере закладывает фундамент хорошего почерка. Если в процессе обучения грамоте у кого-то из учеников не сформировался чёткий разборчивый почерк, то исправление недостатков в письме детей, переделка складывающихся стереотипов движения оказывается очень сложной. Требуется ещё более длительный по времени и по числу упражнений труд, чем был проделан в период обучения письму.

В процессе первоначального обучения неблагоприятно действуют на складывающиеся навыки письма такие факторы:

1. Образец письма учителя. Если почерк письма учителя на доске и в тетрадях имеет значительные или даже не очень значительные недостатки, ученики невольно копируют эти образцы.

2. Отсутствие социального обучения со стороны учителя - учитель не исправляет недостатки во время письма. Когда учитель не требует хорошего качества письма, то почерки складываются стихийно.

И если при этом предъявляются требования неоправданно большой скорости письма, то формируются небрежные неразборчивые почерки.

Действительно, если просмотреть тетради учащихся разных учителей, то заметим как бы общий стиль письма учащихся каждого класса (очень тщательное письмо, очень небрежное письмо, очень крупное, очень сжатое и др., хотя на общем фоне можно отметить и некоторые индивидуальные отличия.

На формирование почерка учащихся оказывают большое влияние их индивидуальные особенности (старание, медленное письмо, небрежность, состояние здоровья детей).

Красивое письмо обязательно требует не только соблюдения одинаковой высоты букв при письме, но и соблюдения одинаковой высоты букв при письме, но и соблюдения постоянных расстояний между элементами букв, между буквами и определенных расстояний между словами на строке.

В 3 классе, несмотря на то, что нет специальных уроков чистописания, работа по формированию каллиграфических навыков учащихся продолжается на уроках русского языка, математики в течение 5-8 минут.

Любые письменные работы на уроках учитель должен использовать, помимо решения задач темы урока, для контроля за состоянием каллиграфической стороны письма.

При оценке любой письменной работы принимаются во внимание чистота и опрятность работы, точность начертаний букв, чёткость и разборчивость, удобочитаемость текста, общепринятый наклон и параллельность основных штрихов, одинаковая высота букв, равномерное расположение букв, слов на строке. Недочёты графического характера должны исправляться учителем, образцы букв соединений обычно прописываются на полях, слова - после выполненной работы для индивидуальной дальнейшей работы по исправлению недочётов в почерках учащихся.

На уроках математики:

1. требовать поля с внешней стороны тетради;

2. каждую цифру прописывать в каждой клетке;

3. знаки +, -, = писать ровно, красиво;

4. при решении выражений со скобками, скобки пишем на высоте клетки;

5. цифры записываем только в правой половине клетки;

6. записи в тетрадях вести светлой пастой.

Таким образом, требование систематической работы на уроках математики, русского языка над повышением каллиграфии, скорости письма при сохранении его чёткости и разборчивости имеет своей целью обеспечение условий для грамотной записи, для более свободного и точного изложения мыслей, т. е. для развития письменной речи.

Публикации по теме:

Протокол заседания методического совета Хотелось бы увидеть подобные протоколы или советы по их написанию Протокол №2 18.09.2013 г. Присутствовало 10 человек. Повестка дня: I.

Экскурсия детей подготовительной группы в школуЭкскурсия детей подготовительной группы в школу После этой экснурсии Машенька сказала бабушке, что школа это не шутка, и она не пойдёт ужинать пока не закончит начатую.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Развитие каллиграфического письма на уроках русского языка и математики
Опубликовано: 23 января 2014 в 22:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Район «Птичий». Элементы весеннего оформления. Мастер-класс
Наступила весна. Вот уже на ветвях некоторых деревьев и кустарников появляются маленькие листочки. Прилетают птицы. Эти и другие приметы прихода весны...
Фоамиран, что же это такое??
Фоамиран или пластичная замша является достаточно новым материалом, в состав которого входит венилацетат. Этот синтетический материал завозится в Россию...
Фотоотчёт «Открытка маме к 8 Марта» в средней группе
Из цветной бумаги Вырежу кусочек. Из него я сделаю Маленький цветочек. Мамочке подарок Приготовлю я. Самая красивая Мама у меня! ( Ольга Чусовитина)...
Конспект занятия по лепке в младшей группе «Хороша, зелена елочка-красавица!»
Цель: Использование природного материала для развития творческих способностей. Задачи: 1. Формировать интерес к лепке, развивать мелкую моторику...