Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Юлия Строгонова
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Развитие человека, самодостаточного и успешного, как требует сегодня государство и современное мировое сообщество, во многом зависит от образования, от его содержания.

Дошкольное детство является первой ступенью непрерывного образовательного процесса. По этому, именно в дошкольном возрасте образовательный процесс направлен на развитие таких важных качеств, как физические, интеллектуальные, личностные. Именно в этот период формируются предпосылки учебной деятельности.

В современном обществе все чаще поднимаются вопросы: как сформировать человека, который бы отвечал современным запросам общества. Именно поэтому на первый план выходит личность ребенка, процессы, влияющие на ее становление.

В Законе «Об образовании» (статья 18 «Дошкольное образование») «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». На дошкольные учреждения также возлагается ответственность за воспитание и развитие этих качеств.

Таким образом, социально-личностное развитие детей становится особо актуальным на данном этапе развития общества.

Гендерное воспитание, как одно из составляющих социально-личностного развития, является актуальной проблемой педагогической работы.

Вопрос гендерной идентичности особенно остро стоит в неполных семьях, или в семьях, где мужские и женские роли изменились (мама выполняет роли папы, а папа становится на позицию «ведомого»). Здесь дети видят искаженный образец гендерного поведения родителей и вынуждены его принимать как должное. Это приводит к затруднениям в межличностном общении со сверстниками на улице, в детском саду, школе. Воспитателям в детских садах приходится работать над данной проблемой.

В свете выше сказанного, государство озаботилось дальнейшим гендерным развитием общества. По этому, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, по сравнению с «Программой воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой, наряду с другими, появились требования к реализации гендерного воспитания подрастающего поколения. (пункт 6.2 статьи 9 Закон «Об образовании»)

Перед педагогами в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области «Социализация» поставлена задача: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Здесь возникает следующая проблема: не готовность, не знание, не желание педагогов со стажем реализовывать задачи, поставленные государством перед дошкольным образованием.

В своем докладе министр образования и науки Самарской области Д. Е. Овчинников на августовской конференции работников образования Самарской области 16 августа 2012 года, в г. о. Чапаевске.

говорит о результатах работы по привлечению молодых специалистов в сферу образования на всех уровнях. Однако в дошкольные учреждения нет притока молодых специалистов, выпускники институтов и педучилищ не идут работать в ДОУ, в редких случаях претендуют на должность «узкого специалиста».

На сегодняшний момент состав работников ДОУ таков: специалисты пред пенсионного и пенсионного возраста, имеющие среднее или высшее педагогическое образование, а некоторые из них не имеют профильного образования, но имеют колоссальный стаж работы.

Исходя из «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (пункт 36) «К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.

Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации», администрация вынуждена принимать на работу педагогов со специальным высшим или средним образованием, не имеющих стажа работы, у которых отмечается низкий уровень сформированности профессиональной компетентности. Чаще всего это женщины, которые приходят в ДОУ «из-за сложившихся обстоятельств».

Педагоги испытывают затруднения в том, что у них не хватает теоретических знаний о физиологии и психологии мальчиков и девочек. На факультетах дошкольной педагогики не преподавался курс гендерной психологии, по этому многие педагоги испытывают затруднения при взаимодействии с мальчиками.

Содержание воспитания и образования мальчиков и девочек того или иного возраста, по мнению ученых различаются:

в физическом развитии и социальном поведении;

в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

в проявлении агрессии и многом другом. (Методическая разработка «Формирование гендерной идентичности у дошкольников» http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Формирование_гендерной_индентичности_у_дошкольников.)

Исследуя развивающую среду группы, не вооруженным глазом можно отметить, что преобладает «девичьи» материалы и пособия, так как они, по мнению педагогов, более безопасны в отличии от игрушек, которые выбрали бы мальчики.

На сегодняшний день существует ряд недостатков, затрудняющих работу в данном направлении, а именно

• в результате:

- у девочек и мальчиков основы мужественности и женственности заложены не достаточно

- отсутствует взаимопонимание в отношениях разнополых детей;

- в силу того, что дети продолжительное время находятся с женщинами наблюдается не сформированность модели поведения, соответствующей данному

• в процессе:

- используемые в работе программы, технологии, методики рассчитаны не на мальчиков и девочек, а на бесполого «ребенка»;

- деятельность педагогов по формированию гендерной принадлежности не имеет системности и заключается в показе стандартного образца взаимоотношения полов;

• в условиях:

- предметно-развивающая среда не в полной мере учитывает особенности психического и физического развития девочек и мальчиков, преобладают «девичьи» материалы и пособия, так как они, по мнению педагогов, более безопасны в отличии от игрушек, которые выбрали бы мальчики.

2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

Опираясь на результаты, проведенного анализа, наблюдается некоторое несоответствие между требованиями, которые предъявляет государство через Федеральные Требования к структуре ООП и реальным положением, которое существует сейчас в дошкольных учреждениях по данному направлению.

Исходя из выше сказанного, проблема, которая стоит перед нами: найти способы и попытаться изменить условия и процесс воспитания, чтобы максимально приблизиться к тем требованиям, которые ставит перед нами государство и диктует современная действительность.

3. Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

Планируемым результатом при эффективно реализуемом гендерном подходе в воспитании и обучении и решении задач воспитания и обучения с учетом пола детей будет сформированность у детей следующих интегративных качеств:

к 4 годам ребенок:

• имеет представления о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

• умеет адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и собственное;

• использует знания об эталонах «мужского» и «женского» поведения в реальных и игровых взаимоотношениях со сверстниками.

к 5 годам ребенок:

• имеет представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, эталонах мужественности и женственности; понимает партнерский характер жизни в семье и детском саду, элементарные представления о своем организме, физических особенностях.

к 7 годам ребенок:

• стремиться к познанию самого себя;

• готов устанавливать искренние уважительные отношения со сверстниками;

• выполняет гендерный репертуар в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Содержание.

Для реализации представлений о гендерном поведении необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки.

Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место женщине в транспорте, помочь маме нести сумку с продуктами. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Какой ты у меня молодец, настоящий мужчина!» - эти слова будут для ребенка настоящей наградой.

Девочек можно привлекать к сервировке стола, к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду.

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают.

Программу детских праздников, вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация. Ребенок испытает большую радость, чувство удовлетворения, если его наградят значком или орденом «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».

Значительное место в гендерном воспитании принадлежит различным видам игр, среди них: игры-драматизации, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры, отражающих жизнь семьи: «Мы едем в отпуск», «К нам гости пришли», «Идем в гости».

Также можно с детьми разыгрывать этюды: «Спортсмены», «Кто выполняет эту работу?», «Чему я радуюсь?», «Встреча с другом», «Моя игрушка» и др. ;

Детей заинтересует рассматривание энциклопедии «Твоё тело»;

Не нужно забывать и чтение художественной литературы: русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Мальчики и девочки», А. Барто «Помощница», С. Михалков «Дядя Стёпа», В. Осеева «Просто старушка»

Работа с родителями может быть представлена беседами, консультациями: «Пять заповедей отцовства для пап мальчиков», «Литература для девочек», «Вы являетесь главным примером для своих детей», «Как научить детей дружить» и др

Средства обучения и воспитания.

Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно - развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам, развивающие пособия для девочек должны быть привлекательны.

Такая среда позволяет мальчикам и девочкам вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов.

Необходимо пополнить дидактическими играми и пособиями зоны самостоятельной деятельности детей.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.

«Домашние заботы» во время этой игры, дети делятся друг с другом, кто и как помогает своим мамам дома, «Дом дружбы», «Дочки-матери» эта игра помогает каждому ребенку понять, что обе роли в семье главные и одинаково сложные.

Пособия (тетради на решение не только познавательных задач но и этических, с заданиями, демонстрационного материала (альбомы «Как поступить», «Маме дома помогаю», «Все профессии важны, все профессии нужны» и т. д).

Технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада представлено не достаточно и требуется их разработка.

Средства контроля.

Для диагностирования гендерной социализации детей дошкольного возможно использование следующих методик:

1. Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» (Маховер К. «Проективный рисунок человека» – выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).

2. Методика Л. Дюссо «Сказки».

3. Индивидуальная беседа с детьми с целью выявления представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях девочек и мальчиков, культуре их общения.

4. Составление рассказов мальчики составляют рассказ о девочках для выяснения мальчиками фемининных черт девочек, а у девочек понимание маскулинных черт мальчиков;

5. Наблюдение за игровой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые.

Прежде всего, необходимы курсы повышения квалификации педагогов по следующим направлениям:

1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

3. построение соответствующей развивающей среды;

4. Построение модели педпроцесса;

Создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников ДОУ.

По мнению В. П. Симонова, знание преподавателем своей гендерной доминанты и гендерной доминанты учащихся позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Научно-методические.

Для понимания данной проблемы необходимо иметь представление о гендерной педагогике и психологии, знания о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, представления о положении мужчин и женщин в обществе, по этому в методическом кабинете нужна следующая литература по данному направлению:

Здравомыслова О., Кигай Н. Представление о гендере связано с осознанием личности. Суждения, оценки. Мнения российских женщин и мужчин: Проект «Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность». – М.: 2005. – 124 с.

2. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.

3. Одаренные дети / Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

4. Воронина О. А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ–МВШСЭН, 2000. – 416 с.

Материально-технические.

Для использования в детском саду ИКТ необходимо, что бы:

1. В ДОУ была создана компьютерно-игровая комната. У ребенка, в этом случае, появится возможность поиграть самостоятельно, или создать свое «портфолио» и потом продемонстрировать его своим одногрупникам.

2. Использование ноутбука с подгруппой детей. Используя видеоматериалы педагог сможет мотивировать детей на деятельность. Работая с «мышкой», ребята учатся соблюдать, установленный в группе регламент работы с компьютером. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила

3. Использование ноутбука (компьютера, проектора и экрана.

4. Наличие в ДОУ интерактивной доски (для дошкольников необходима доска, действующая по нажатию пальцем, а не маркером).

Нормативно-правовые.

Внесение уточнений в образовательную программу ДОУ по формированию гендерной принадлежности.

Внесение в годовой план работы ДОУ задачу о формировании гендерной принадлежности, которая будет решаться в течение трех лет.

Информационные.

В работе по формированию гендерной принадлежности можно использовать интернет - сайты:

• doshkolnik.ru›pedagogika

• nsportal.ru›detskii-sad

• planetadetstva.net›info

• ivalex.vistcom.ru

www.moi-detsad.ru

Журналы:«Дошкольное воспитание», «Ребенок в ДОУ», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя», «Педагогика», Гендерная социология: состояние, противоречие, перспективы и др.

Литературу:

• Доронова Т. Н., Симонова Н. Ю., Цапенко М. М. Как воспитывать девочек и мальчиков 3–4 лет. М.: Изд. центр «Школьнаякнига», 2010.

• Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по -_разному, любить

по -_разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. Самара: Учеб. лит. ; Изд. дом «Федоров»,2008.

• Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. 2_еизд. ,перераб. и доп. М.: Смысл; PerSe,2000.

• Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс «Культурное исследование стереотиповженского поведения в России и США».

• Репина Т. А. Проблема полоролевойсоциализации детей. М.: Изд_воМоск. психол. _соц. инта; Воронеж: Изд_во НПО «МОДЭК», 2009.

• Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учеб. _практ. пособие / Центр педагогического образования. М., 2008.

• Чекалина А. А. Гендерная психология: Учеб. пособие. М.: Ось_89, 2006.

Организационные.

Вести разъяснительную работу среди родителей по популяризации современных педагогических новаций с целью сотрудничества, улучшения качества воспитательной работы и выработки общих принципов развития ребенка.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Обитатели водоемов
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования
Опубликовано: 26 августа 2013 в 19:41
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...