МААМ-картинки

Выступление «Рассказывание на темы из личного опыта»

Елена Лапшина
Выступление «Рассказывание на темы из личного опыта»

Рассказывание на темы из личного опыта

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рас-сказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступ-ны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

Публикация «Выступление „Рассказывание на темы из личного опыта“» размещена в разделах

- заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

- учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами об-разной речи;

- следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.

Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Д/с №22», обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотре-но начиная со средней группы. Однако в этой группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству. В среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в стар-шей и подготовительной группах.

Благодаря данному виду рассказывания дошкольники старшей группы учатся:

- рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной пол-нотой и законченностью;

- указывать место и время описываемых событий;

- пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:

- совершенствуются формы монологической речи;

- продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;

- четко, ясно излагать свои мысли;

- указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополни-тельных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколь-ко интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосоче-тания, правильно отражать воспринятое.

В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отби-рать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

Важным вопросом в методике является выбор темы. В старшей группе могут быть рекомендованы следующие темы : «Моя любимая игрушка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Наши зимние забавы», «Как я помогаю дома», «Про зимнюю одежду», «Про воробьёв», «Про котёнка», «Цветы на нашей клумбе», «О нашем огороде» и т. п.

Одни темы требуют использования коллективного, обще группового опыта («О нашем огороде», «Наши игры с куклами», другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю дома»).

Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.

В начале учебного года, детям старшей группы, может быть предложена тема «Моя любимая игрушка», так как эта тема очень близка детям, у каждого ребёнка такая игрушка есть.

Рассмотрим структуру образовательной деятельности педагога с детьми на примере этой темы. Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. Сначала, в предварительной беседе с детьми, педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Далее воспитатель сообщает тему или подводит детей к теме, а они её форму-лируют. Затем следует образец-рассказ педагога, который помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения. «Сначала я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой». Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-либо из детей воспроизвести первую, а за тем и вторую части рассказа. Далее предоставляется время на обдумывание рассказа, затем – выступления детей. Можно заслушать 4 – 6 рассказов. Педагог анализирует рассказ каждого ребёнка. В итоговой части воспитатель подчёр-кивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать их в следующий раз.

Хочется обратить внимание: педагог слушает выступления – рассказы детей с живым интересом: одобрительно кивает, поддерживает улыбкой, выразительным взглядом – всем своим видом выражает искренность и внима-ние.

Обратимся к ещё одному примеру. На занятии по теме «Наши зимние заба-вы» педагог обращается к группе: «Наступила зима. Везде лежит белый снег. На катках — гладкий скользкий лед. Пришла пора ребячьих зимних забав. Вспомните о своих зимних играх во время прогулок. О них сейчас вы будете рассказывать. Старайтесь говорить весело и интересно».

Затем воспитатель проводит с детьми краткую беседу, выясняя с помощью вопросов, о чем они хотели бы рассказать : «Что ты вспомнил, Сережа? А ты, Алеша, о чем будешь говорить? А какая зимняя забава, Аня, тебе больше всего нравится?» (Все ответы педагог внимательно выслушивает.)

Таким образом, во вводной беседе воспитатель знакомит детей с темой буду-щих рассказов и побуждает вспомнить нужные факты и события из личного опыта. Дети учатся сами отбирать материал для своих выступлений в рамках предложенной темы.

После этого педагог дает указание приготовиться к составлению рассказов.

На такой стадии находится умение составлять рассказы в конце старшей группы детского сада.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают перво-начальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. В подготовительной к школе группе продолжается формирование данного навыка. Усложняется тематика, она отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах и т. д. Детям 6 – 7 лет могут быть предложены темы «Как мы отдыхали летом», «Мои любимые цветы», «Наши новые игрушки», «Интересная прогулка», «Наш парк летом и осенью», «Как мы заботимся о малышах», «Хороший поступок твоего товарища», «Как мы веселились у новогодней ёлки», «О поездке за город», «О наших построй-ках из строительного материала», «Как мы играем с мячом».

Усложняется структура занятия. В этой группе педагог может предлагать детям составлять рассказ на тему по заранее намеченному плану или привле-кать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Также к анализу и оценке рассказа ребёнка можно привлекать всю группу, дети в данном возрасте уже могут высказывать несложные суждения.

Навыки, которые формируются в данной деятельности педагога с детьми, в дальнейшем реализуются в следующем: общение детей между собой становится более содержательным, дети придумывают сценки для своих концертов, сюжеты своих рассказов они могут превращать в игры. От занятия к занятию дети проявляют все большие активность и инициативу. Учитывая это обстоя-тельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений.

Какие же методические приёмы используются при обучении данному виду рассказывания?

Методические приемы:

1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.

2. Образец рассказа педагога :

- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;

- четкость построения, отсутствие лишней детализации;

- динамичность действий, яркие описания;

- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухо-сти). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.

3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.

4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются роб-ким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.

5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последова-тельности, по четкости повествования.

Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществ-ляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Используемая литература

1. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., Просвещение, 1982

2. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1977

3. https://www.detskiysad.ru/

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Воспитатель:.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказов из личного опыта по семейным фотографиям Составление рассказов по фотографии для детей подготовительной к школе группы. Цель: Учить составлять рассказы по фотографии. Программное.

Конспект занятия по обучению грамоте. Составление рассказа из личного опыта «Моя мама» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Моя мама». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Опись для личного дела воспитанника Ф. И. О. ребенка Дата рождения ОПИСЬ 1. Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования № Н от (дата) 2. Заявление.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Выступление из опыта работы «Мини-музей времени «Час за часом, день за днем» Выступление из опыта работы воспитателя Шемонаевой Т. Г. на методическом совете педагогов в форме круглого стола «Мини-музей времени «Час.

Выступление из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в группе» "РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРАВ. НЕПРАВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ, ЧЬЯ ПРОГРАММА РЕБЕНКУ НЕ ИНТЕРЕСНА" И. Сеченов. Дошкольное детство - это период.

Выступление на городском методическом совете «Выработка норм русского правописания» (из опыта работы) Выработка норм русского правописания: приемы и способы работы с орфограммой Что является основным показателем качества знаний по русскому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выступление «Рассказывание на темы из личного опыта»
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 18:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД