МААМ-картинки

Взаимодействие детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи в продуктивных видах

Наталья Петрова
Взаимодействие детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи в продуктивных видах

В формировании личности ребё нка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги. Такие занятия дарят детям радость, развивают фантазию, воображение, усиливают интерес к окружающему миру, обогащают чувственный опыт, углубляют представления об окружающем. А особенно они важны для детей с общим недоразвитием речи. Ведь здесь продуктивная деятельность выступает как специфическое средство познания окружающей действительности и существенно влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Более полно позволяют это осуществить природные материалы. Ведь в мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир развивает его психические процессы, формирует эстетические чувства. Шишки разного размера и формы, камешки, семена, сухие листья и цветы – все это материалы для экспериментирования, игры, продуктивного творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной речевой форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Публикация «Взаимодействие детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи в продуктивных видах» размещена в разделах

Необходимым и важным условием коррекции речевого развития детей является активное участие в этом процессе родителей ребенка. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Ребенок овладевает грамматическими средствами языка, его речь приобретает интонационную выразительность, носит связный характер.

Учитывая это, целью нашей работы стало объединение усилий детского сада и семьи в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи через продуктивные виды деятельности с использованием природного материала.

Решение проблемы взаимодействия детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности с использованием природного материала мы начали в сентябре 2012 года.

Диагностика речевого развития детей показала следующее : у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной сторон речи, неспособность к построению развернутого высказывания.

Для реализации цели перед нами встали задачи:

1. Создать систему взаимодействия детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи в продуктивных видах деятельности с использованием природного материала.

2. Добиться динамики речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Для обеспечения взаимодействия детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи в продуктивных видах деятельности в группе была организована школа «Природа и мы» для родителей.

На занятиях повышалась педагогическая грамотность родителей через освещение вопросов организации продуктивных видов деятельности в семье, демонстрировались приемы работы с детьми с использованием природного материала, проводились мастер-классы на которых участники получили практические навыки. Родители познакомились с играми на внимание, жестикуляцию и мимику («У Маланьи, у старушки…», или «Мы охотимся на льва» и др., пальчиковыми играми.

Родители стали развивать наблюдательность детей, обращать внимание на красоту окружающей природы и использовать ее возможности в образовании и воспитании дошкольников.

В семьях появилась традиция совершать прогулки с детьми по улицам, скверам, любоваться природой родного города.

Гуляя по парку вместе с ребёнком родители собрали опавшие ветки деревьев и внимательно рассматривали их. Что же можно увидеть в обычной веточке дерева? Вроде ничего особенного, но если очень постараться и пофантазировать, представить необычный образ … и чудо произойдёт. Можно получить красивое дерево сказочной принцессы или нежные ветки, покрытые морозным инеем…

После таких прогулок ребенку предлагалось порисовать, раскрасить ветки яркими красками. Но для этого надо тщательно подготовить все необходимое: гуашь, кисти, клеёнку. Важно, чтобы ребенок с удовольствием стал рисовать. Родители помогали в выборе цветов краски, старались находиться рядом, чтобы он мог почувствовать поддержку и обратиться за помощью, советом. Во время создания «продукта» родители разговаривали с ребёнком, обговаривали то, что он представляет. При расписывании, например ветки дерева вместе с ребёнком вели беседу, задавали вопросы:

– На что похожа твоя ветка?

- Что ты представляешь, когда смотришь на неё?

- Какой цвет получился у тебя на палитре?

- Какие два цвета ты смешал?

- Кому ты хочешь подарить своё волшебство?

- Как бы ты назвал это сказочное чудо?

- Как бы ты описал ветку?

Некоторые родители использовали комментирующую речь для регулирования темпа деятельности: ускоряя или замедляя его: «Анжелика, как ты быстро раскрасила веточку. Молодец! Ты уже умеешь быстро рисовать!». «Какой ты у меня умница, сынок. Расписываешь веточку не спеша. И получается очень красиво!».

Родители предоставляли возможность ребёнку рассказать, проговорить, озвучить то, что ему представляется, то, что он делает по ходу деятельности, тем самым корректируя его речь (поправлять, давать возможность самому себя исправить). Использование речи взрослым в качестве образца позволяло одновременно решать задачи обучения детей изобразительной деятельности и коррекционно-воспитательные задачи.

Все запомнившиеся явления или предметы природы дети отображали в своих рисунках, поделках из которых затем в группе оформлялись коллажи и выставки.

Совместная работа детского сада и родителей привела к следующим результатам: у детей появилась потребность в общении, воспитанники стали активно применять речь и невербальные средства общения, овладели фонетической стороной языка, правильно произносят почти все звуки, употребляют видовые и родовые понятия, используют разные типы предложений, легко составляют рассказ, вступают в диалог.

Литература:

1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256с.

2. Арнаутова Е. П., Зубова Г. Г., Ермакова Л. А., Кулакова Е. А. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие; Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Чиркина Г. В. Коррекция нарушения речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. – открытое акционерное общество. Уч. -изд. л. 15,68. Изд. «Просвещение», 2008. - 272с.

4. Чапоргина Н. А., Терещенко А. Г. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство (сборник материалов научно-практической конференции 5. О4. 2012) / Под общ. Ред. Башировой Т. Б. – Иркутск: ИИПКРО, 2012. – 164с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-irkutsk_oo4uq.pptx | 10067,52 Кб
 
Публикации по теме:

Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Моя любимая игрушка «Зайчик»Моя любимая игрушка «Зайчик» (рисование простым карандашом) Рисовала Сафиуллина Альбина (6 лет) Дети очень любят свои игрушки. Они для детей являются воображаемыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и родителей в коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи в продуктивных видах
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 17:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД