Лучший педагог года

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению

НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению

«Чтение - это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя».

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению» размещена в разделах

Читатель в ребенке начинается гораздо раньше, чем он научится читать. Ребенок - слушатель- это уже читатель.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге у взрослых и, как следствие, у детей. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт очень ограничен. Тем не менее детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.

Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать текст, развитие художественной культуры. Именно в раннем возрасте дети подвержены влиянию художественных образов. Детская книга формирует у детей нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что и кино, и театр, и другие источники информации вкладывают в наше сознание готовый образ, мы его воспринимаем, но не участвуем в его создании. И только чтение заставляет работать воображение, достраивать то, о чем надо иметь представление. А чтобы иметь развитое воображение, нужно читать все больше и больше.

Как развивать интерес к чтению, поддерживать его – одна из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений и семьи. Именно семья играет здесь ведущую роль. А наша задача, задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

Особое значение для ребенка как читателя имеет семейное чтение. Ведь именно в семье закладывается и культура обращения с книгой. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда ребенок помнит, что в семье все время читают вслух книгу, интересную для всей семьи.

Незаметно, подрастая, ребенок сам втягивается в этот процесс. Он видит, как почитается книга в его семье, чувствует уважение к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище, сне.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям. Родители часто теряются в потоке информации, им порой сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей, и проявить инициативу по оказанию помощи в привлечении ребенка к чтению, знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

В настоящее время у каждого издателя свой ребенок - читатель. Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы. Мы, педагоги, знакомим детей с художественной литературой в рамках программы, и совсем немного времени уделяем чтению детям по их желанию. И зачастую желания всей группы детей не могут совпадать, тогда как в семье родители могут уделить внимание своему ребенку и почитать то, чего бы он хотел.

Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей. Так же на родительском собрании знакомим родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, даем рекомендации по организации домашнего чтения. Совсем недавно было предложено родителям изготовить совместно с детьми книжки-малышки. Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям. Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей. В группе имеется место, именуемое библиотекой, где 2 раза в месяц мы обновляем подборку книг, делаем выставку художественной литературы разных писателей и поэтов. Здесь каждый ребенок может выбрать себе книгу, посмотреть иллюстрации, ответить на вопросы воспитателя по произведению, и просто почитать наизусть понравившиеся строки и стихи.

Еще мы часто рисуем с детьми картинки по произведениям, где дети сами решают, что они нарисуют, почему, и какая картинка по характеру получится - грустная или веселая, теплая или холодная и т. д. Эти «шедевры» мы обязательно выставляем для просмотра родителями на выставку.

Обобщая вышесказанное, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их успешного обучения в частности и жизненной судьбы в целом

Публикации по теме:

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах» МБДОУ детский сад № 12 г. Лысково «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения на.

Выступление «Взаимодействие детского сада, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей с ОНР» Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей с ОНР в период пребывания в детском саду.

Взаимодействие детского сада и семьи Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи. Нравственно-патриотическое воспитание» Одной из главных целей ФГОС дошкольного образования является воспитание гуманной, развитой личности которая будет обладать чувствами к любви.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по укреплению физического здоровья детей» Человеческое дитя – здоровое… развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу укрепления физического здоровья детей Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей.

Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного травматизма Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного.

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников Страничка для родителей! Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников Дошкольный.

Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной.

Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей. Сейчас данную тему,считаю актуальной, потому что в последние десятилетия народам России, в качестве идеала предлагается западный образец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 22:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД