Папки-передвижки

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников

Ирина Челяпина
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников

Аннотация: Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Дошкольное детство, это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, потребность в самостоятельной деятельности, представления о семейном укладе и родном крае. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения, той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели, люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы возросло положительное и уменьшилось отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.

В своей педагогической деятельности взаимодействие с родителями осуществляю организовано на родительских собраниях, в частной беседе. На родительские собрания выношу специальные темы для обсуждений: «Давайте познакомимся», «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Какой он - мой ребенок», «Здоровая семья - здоровый ребенок», «Играем и развиваемся» и другие.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, общение на интересующие всех темы, совместное выполнение домашней работы.

Умение осуществлять взаимодействие с семьёй в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является важной составляющей профессиональной компетентности педагогов.

Беседуя с родителями на различные темы воспитания ребенка, даю им понять, что все то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Без доброго и мудрого воспитания со стороны родителей не может вырасти человек.

В группе детского сада в помощь родителям, создан и оформлен «Уголок для родителей», включающий информацию о праздниках и семейных традициях, где периодически размещается интересный психолого-педагогический материал по вопросам воспитания и развития детей («Возрастные особенности детей раннего возраста», «Значение режима в семье», «Здоровый малыш - радость семьи», памятка для родителей «Какой он – мой ребёнок!», «Особенности развитие речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет», «Сказка-терапия и развитие речи детей», «Приучайте детей к книге», «Театрализованные игры в детском саду», «Игрушка, как часть народной традиции»).

Духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков персонажей художественных произведений. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок, это сказки.

Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию, а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. Любые детские вопросы не должны оставаться родителями без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей! В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций я использую разнообразные формы работы, применяю следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года я составляю «социальный паспорт» группы, в котором отмечаю следующие факторы: возраст родителей, количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.

Совместно с музыкальным руководителем проводятся для родителей и детей народные праздники, такие как: «Рождество», «Колядки», «Масленица», «Пасха».

Совместно с физ. инструктором проводим, такие семейные праздники как: «23 февраля», «8 марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Совместно с семьями воспитанников оформлены коллажи «Любимые места отдыха моей семьи», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровый образ жизни нашей семьи». Родители вместе с детьми каждый год активно участвуют в организации выставки поделок из природного материала, Новогодней и Рождественской выставки, в создании Пасхальных композиций.

Взаимодействие с родителями проводиться мною организовано через приобщение мам и пап, бабушек и дедушек к совместному творчеству с ребенком, активном участии в конкурсах, где радуются за успехи своих детей.

Родители охотно участвуют с детьми в творческих выставках и конкурсах не только образовательного учреждения, но и на различных уровнях (районный конкурс «Семья», районный конкурс-выставка, посвященный дню защиты детей «Дети-цветы жизни», конкурс-выставка прикладного искусства, посвященный Дню защиты детей и Дню отца «Мой папа», конкурс художественного творчества, посвящённый Дню социального работника «Мамина работа-детский взгляд», районный конкурс новогодних игрушек «Чудо своими руками», «Лучшая игрушка для новогодней елки», конкурс образовательного учреждения «Дары осени», семейный конкурс образовательного учреждения «Новогодняя игрушка», Международный конкурс рисунков «Мир во всём мире».

В нашем детском саду педагогический коллектив старается создать все необходимые условия для осуществления работы с родителями в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка в детском саду. Родители с большим желанием включаются в жизнь детского сада и им не безразлично, каким вырастит их ребенок, участвуя вместе с ребенком в том или ином празднике, конкурсе.

Для реализации приобщения детей к духовно-нравственному воспитанию мы используем разнообразные формы работы – это и кружок дополнительного образования социально- культурной направленности «Истоки», который проводится два раза в неделю по вторникам и четвергам. В нашей группе для детей младшего дошкольного возраста совместно с родителями создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда: у нас имеются различные предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки. Очень много учебной и художественной литературы - «Доброе слово», «Дружная семья», «Радость послушания», «Сказочное слово», «Добрая забота», «Добрые друзья». Отечественная классическая литература. Поэзия Э. Костина «Доброе утро»; А. Яшин «Я люблю, когда при встрече…», Рутенин «Праздник», проза Е. Королева «Наш дом», авторская сказка. Э. Михаленко «Самый лучший в мире дом», учебных наглядных пособий, демонстрационного материала.

На открытых занятиях по духовно-нравственному воспитанию знакомила детей с историей православных праздников, с образом Пресвятой Богородицы.

Хорошо известно, что среди видов деятельности и имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. Народные игры учат личность нравственности, доброте, милосердию.

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна, она является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения в окружающем мире ребёнка.

Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья. В ходе совместной деятельности было проведено анкетирование «Семейное хобби», «Знаете ли вы своего ребенка», «Творческое воспитание детей дома». Отвечая на вопросы анкеты, мамам и папам было над чем задуматься.

Это лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат! В дальнейшем я планирую продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию совместно с родителями, посредством творческих заданий, практикумов, диспутов и дискуссий. Планируем совместно с родителями и детьми оформить «Бабушкин сундучок», который будет содержать памятные предметы семей, лоскутные куклы, изготовленные руками мам и бабушек, детей и воспитателей.

Хочется отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!

Список литературы:

1. Воронцов Вл. «Симфония разума». М. : Художественная литература. Москва,1980,-704с.

2. Маркова, В. Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006,-104 с.

3. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1987,-144с. Журахова М. Н., Муляр Н. В., Хаустова В. Г.

4. Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. - г. Губкин, 2007,-96с.

Публикации по теме:

Сказка как источник развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» В. А. Сухомлинский Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие.

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Опыт работы «Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников» Воспитание миролюбия – она из целей, поставленных государством перед его образовательными институтами. В системе общечеловеческих ценностей.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная.

Взаимодействие ДОУ и семьи по созданию условий для духовно-нравственного воспитания детей «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 19:57
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД