Получи документы

Опыт работы «Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников»

Анна Владимировна Струцкая
Опыт работы «Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников»

Воспитание миролюбия – она из целей, поставленных государством перед его образовательными институтами. В системе общечеловеческих ценностей миролюбие является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия [1, с. 63].

Публикация «Опыт работы „Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране в проблеме формирования миролюбия к детям с ОВЗ в период дошкольного детства. Миролюбие к сверстникам с ОВЗ должно формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. Существенную роль в решении проблемы формирования миролюбия играет ДОУ, поскольку именно в целостном педагогическом процессе создаются ситуации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними [2, с. 89].

Следует подчеркнуть, что процесс формирования миролюбия у старших дошкольников к детям с ОВЗ должен осуществляться комплексно и предусматривать создание необходимых психолого-педагогических условий.

Одним из таких условий, является осуществление поэтапно организованной работы по формированию у дошкольников миролюбия к детям с ОВЗ. Следующим немаловажным условием является создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной среды, содержание и наполняемость которой будут направлены на формирование миролюбия к детям с ОВЗ. Третье условие – это участие семьи в формировании миролюбия у детей дошкольного возраста [3, с. 45].

В процессе работы над формированием миролюбия у старших дошкольников к детям с ОВЗ в условиях ДОУ, нами было выделено 3 этапа работы :

I этап. Информационно-познавательный. Предполагает формирование у старших дошкольников знаний и представлений об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях и ограничениях, о помощи, которая требуется этим детям.

II этап. Эмоционально-оценочный. На втором этапе необходимо закрепление полученных знаний и представлений, на основе которых должно сформироваться положительное эмоционально-оценочное отношение к детям с ОВЗ. На этом этапе у детей сформируются такие чувства, как сочувствие, сопереживание, желание помочь детям с ОВЗ. На этом же этапе воспитатель подводит детей к понятию правил поведения с детьми с ОВЗ, способов общения с ними.

III этап. Поведенческий. Предполагает включение старших дошкольников и детей с ОВЗ в различные виды совместной деятельности, в процессе которой у первых появится возможность на практике использовать усвоенные знания и представления о детях с ОВЗ, способах взаимодействия с ними.

В соответствие с выделенными этапами все мероприятия, направленные на формирование у старших дошкольников миролюбия к детям с ОВЗ, были сгруппированы по 3 разделам:

1 раздел – «Не такие как все»;

2 раздел – «Наши чувства»;

3 раздел – «Шаг навстречу».

Первый раздел работы с детьми – «Не такие как все». Цель: формирование у старших дошкольников знаний и представлений об особенностях детей с ОВЗ (особенностях их внешности, поведения, об их возможностях и ограничениях). С детьми проводились игры и беседы, в процессе которых закреплялись представления детей об отличиях людей по внешнему виду и внутренним качествам, по национальностям, цвету кожи, месту обитания, по разным возможностям. Далее дети познакомились с особенностями детей с ОВЗ, их отличиями от здоровых детей, об их возможностях и ограничениях.

Для реализации данного раздела были использованы следующие формы и методы работы с детьми : – беседа «Особые дети» с показом электронной презентации; – рассматривание иллюстраций, фото с изображением людей с ОВЗ; – дидактические игры «Сходства и различия», «Какая помощь им нужна?», «Все мы разные», «Угадай, кого мы загадали». Также нами организован «Уголок миролюбия» который был пополнен необходимыми материалами: набором картинок «Дети с ОВЗ», энциклопедиями «Все о человеке», изготовлены дидактические игры «Найди лишнюю картинку», «Сравни», «Кому что пригодится?». В процессе работы с родителями мы провели анкетирование, разработали буклеты и брошюры по теме, а также провели тематические родительские собрания и круглые столы.

В рамках работы с детьми во втором блоке мы закрепляли представления детей об эмоциях, воспитывали сочувствие, сопереживание к окружающим. Нами использовались следующие формы и метод работы :

– рассматривание плакатов, фото и картинок с различными эмоциональными состояниями людей, беседы по ним с целью формирования у детей представлений о причинах, которые могут привести к возникновению тех или иных эмоций.

игры и упражнения: «Лото эмоций», «Волшебный ящик» на закрепление представлений о различных эмоциональных состояниях; «Ролевая гимнастика» на формирование умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

– рисование на песке «Мое настроение», рисование «Мир эмоций», «Планета детей», «Подари радость»;

– просмотр мультфильма по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»;

чтение художественной литературы: «Федорино горе», Цветик – семицветик, «Собака, которая не умела лаять» с последующим обсуждением.

Немаловажными являются задачи по формированию у детей представлений о правилах поведения, общения с детьми с ОВЗ, о способах оказания им помощи, проявления сочувствия, сопереживания по отношению к таким детям. Эти задачи мы реализовывали в процессе рассмотрения темы «Важные правила общения». Здесь мы с детьми разбирали различные ситуации, в которых присутствовали примеры негативного отношения к детям с ОВЗ и ситуаций, наводящих детей на выведение правил оказания помощи, проявления эмпатии к детям с ОВЗ. С детьми была проведена работа по содержанию пословиц и поговорок: «Там, где дружат – живут, не тужат», «Долг платежом красен», «Ты пожалеешь, и тебя пожалеют», «Мир не без добрых людей», «Как аукнется, так и откликнется», «Как проживешь, так и прослывешь», «За честь хоть голову снесть»).

Самым сложным этапом в процессе формирования у старших дошкольников миролюбия к детям с ОВЗ является этап формирования устойчивого, доброжелательного поведения. Работе над данной задачей посвящен 3 раздел – «Шаг навстречу».

В рамках данного раздела были использованы различные формы и методы работы :

– прослушивание музыкальных произведений о добре и дружбе (песни «Барбарики», «Дорогою добра») и танцевальная импровизация под музыку;

– просмотр презентации «Дружат дети всей земли»;

– совместное создание копилки добрых дел;

– игры «Друзья», «Доброе животное»;

– чтение стихов о доброте и дружбе.

Таким образом, в ходе проведения данной работы, нами были апробированы условия формирования миролюбия к детям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали и реализовали содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечили включение родителей старших дошкольников в процесс по формированию у них миролюбия к детям с ОВЗ, обеспечили содержание предметно – пространственной среды группы.

Используемые источники:

1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч. -метод. статей. 2-е изд. М. : Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. С. 74-85.

2. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. 240 с.

3. Капустина, Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н. Г. Капустина. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2015. – 86 с.

4. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование основ духовно-нравственного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время наше общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких.

Формирование здорового образа жизни, как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста В последнее время в духовно-нравственном развитии дошкольников появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» Опыт работы по теме: «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» Воспитатель:.

Опыт работы по теме «Активные методы и формы работы с педагогами как условие повышения качества образования в ДОУ» С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Актуальность 2. Цель и задачи 3. Принципы 4. Технология 5. Результаты 6. Перспектива 7. Список литературы 8.

План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок» «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский) Пояснительная.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Презентация проекта «Православные праздники как метод духовно-нравственного развития дошкольников» Данный проект проводился мною в двух группах МДОУ №26 "Росинка", в котором я работаю уже больше 36 лет. Проект нацелен на усовершенствование.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников»
Опубликовано: 8 августа 2018 в 16:07
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД