На страницах этого раздела Вы найдёте авторские методические разработки, успешно применяемые для детей с патологиями опорно-двигательного аппарата; с задержками психического или умственного развития; с поведенческими расстройствами и нарушениями в общении. Быть воспитателем детей с ОВЗ – это непростой труд и большая ответственность. Мы уверены, что консультации Ваших коллег, изучение их личного подхода к данной работе станут для Вас хорошим подспорьем.
Общепринятая классификация, 8 категорий ОВЗ:
1. Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками, может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
3. Нарушения речи (ОНР от 1 до 4 уровня). В эту группу входят дети - логопаты, имеющие общее недоразвитие речи разного уровня (от 1 до 4).
4. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
5. Умственная отсталость (УО). К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
6. Задержка психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
7. Нарушения поведения и общения (РАС). Аутизм . Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
8. Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т. д.
Материалы для обучения и развития детей с ОВЗ.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
По группам:
Всего публикаций 24356.
Все разделы
| Работа с особыми детьми, ОВЗ
План воспитательно-образовательной работы на день в разновозрастной группе детей с ЗПР Дата: 17.03.2025 День недели Понедельник Тема недели: Домашние животные. Цель: Расширение и систематизация знаний о домашних животных, представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Закрепление умений вести себя в природе. Режим дня Совместная...
Индивидуальное КР занятие с ребенком 4–5 лет с ЗПР «Волшебный лес» Занятия «Волшебный лес». Цель: активизация отклика ребенка к совместной деятельности с педагогом. Задачи: • вызвать эмоциональный отклик на совместные игры; • активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде; • учить доставать игрушки из воды аккуратно, не...
Работа с особыми детьми, ОВЗ - Рекомендации для родителей «Игры с водой для детей с РАС»
Публикация «Рекомендации для родителей «Игры с водой для детей с...» Родителям рекомендуется организовывать игры с водой для детей на свежем воздухе в летний период, учитывая пользу таких занятий и правила безопасности. Польза игр с водой Развитие моторики. Игры с водой помогают тренировать мелкую и крупную моторику: наполнение и опустошение...
Мебель в доме. Конспект открытого урока для детей с РАС по предмету «Мир природы и человека» в 1 классе Задачи: - изучить с детьми название и назначение мебели; закрепить обобщающее слово «мебель»; - расширить знания о назначении мебели, о различных ее видах; - учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели; - развивать логическое мышление; - развивать слуховое внимание...

«Клуб интересных встреч» как форма эффективного взаимодействия с родителями (законным представителям) обучающихся с ЗПР в ДОО 22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение,...
Работа с особыми детьми, ОВЗ - Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Статья «Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с детьми...» Ключевым фактором психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации их обучения и воспитания. Ее решение предполагает использование научнообоснованных подходов и инновационных...
Как организовать детскую комнату (пространство) для ребенка с РАС? Рекомендации учителя-дефектолога для родителей Жизненное пространств аутичного ребенка с РАС требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. Детская комната...
Фотоотчет об акции по распространению информации об аутизме «Зажги синим»

Консультация для родителей дошкольников с ЗПР «Математика — это интересно и просто» (учитель-дефектолог: Масловская Г.И) Дети с ЗПР испытывают значительные трудности в освоении ФЭМП. Все трудности связаны с особенностью их познавательной деятельности. Но каждый дошкольник является маленьким исследователем и с интересом познает окружающий мир. Задача педагогов и...
Консультация для родителей «7 шагов, которые позволят нашему ребенку с РАС усвоить слово: «нет» «7 шагов, которые позволят нашему ребенку с РАС усвоить слово: «нет»» Я вам расскажу, как сказать нет ребенку с РАС. Родителям очень сложно сказать ребенку «нет». Это установка границ и правил, норм поведения ребенка будь то в обществе или дома. Родители наших детей, тех детей,...
Чек-лист по выявлению детей с ОВЗ ЧЕК-ЛИСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ. 1.Выявление детей с отклонениями в развитии в ходе наблюдения за ними, особенностями адаптации, поведением и т. д. 2.Для этого создается «Лист наблюдения», в котором заполняются данные воспитанников,...
Игровой познавательно-творческий проект в младшей группе для детей с НОДА «Домашние животные» Игровой познавательно-творческий проект в младшей группе для детей с НОДА «Домашние животные» Информационная карта проекта Проект «Домашние животные». Продолжительность проекта: краткосрочный (07.09 – 15.09.23) Вид проекта: игровой познавательно – творческий. Участники проекта:...
Образовательный проект в подготовительной группе для детей с НОДА «Обитатели морей и океанов» образовательный проект «Обитатели морей и океанов» АКТУАЛЬНОСТЬ: многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем,...

Потенциал дополнительного инклюзивного образования детей дошкольного возраста с нарушениями речи Дошкольники с нарушениями речи – это одна из наиболее распространённых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ. Их развитие характеризуется целым рядом особенностей. Состояние речи по всем показателям не соответствует возрастной норме. Так, эти дошкольники,...
Если Вы работаете с детьми, имеющими ограниченные возможности по состоянию здоровья, то Вам пригодятся материалы данного тематического раздела. Здесь собраны и систематизированы публикации специалистов-дефектологов, преподавателей-логопедов и других педагогов, обучающих и воспитывающих детей с ОВЗ. Это конспекты и сценарии занятий, НОД, организованных мероприятий, разработанных специально для дошкольников, имеющих нарушения зрения, слуха, речи.