Малекина Надежда
Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Малекина Надежда Владимировна, учитель-логопед
МБОУ «СШ № 8 имени Г. С. Титова», г. Норильск
Аннотация. В статье представлен опыт использования приемов для эффективного запоминания словарных слов на логопедических занятиях с младшими школьниками с ОВЗ.
Публикация «Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова. Словарные слова, приемы, методы, упражнения, символы, мышление, речь.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа [1]. Обучающиеся, особенно имеющие проблемы с устной и письменной речью, обучающиеся с ОВЗ, с большим трудом запоминают правильное написание словарных слов. Связано это с проблемами запоминания, плохой слухоречевой памятью и недостаточной внимательностью.
В данной статье я хочу представить приемы-упражнения, которыми пользуюсь многие годы, для запоминания словарных слов, помогающие не только усилению обучающего эффекта, но и развитию интеллектуальных качеств обучающихся, таких, как внимание, память, различные виды мышления, речь и наблюдательность.
Все упражнения объединены в несколько блоков, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения обучающимися нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых занятий.
Первый блок - выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность[2] .
1. Определение нового слова путем расположения прямоугольников по степени увеличения количества точек в каждом из них.
2. Собери слово, начиная от самой маленькой буквы:
О Н Я Ь Р Б (НОЯБРЬ)
Второй блок - работа с символами, шифрами, кодами, что позволяет формировать абстрактное мышление.
Шифровка «Алфавит». Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 123456789.
абвгдеёжз.
Например: 21, 13, 10, 24, 1 — (УЛИЦА)
Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку.
Например: К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Д, К, Ш
• Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (НАРОД).
Шифровка «Части слова»
Например:
• Приставка в нашем слове, как у слова ЗАШЕЛ.
• Корень — как у слова ВОДНЫЙ. (ЗАВОД)
Шифровка «Сломанная клавиатура». Даны согласные буквы, необходимо вставить гласные. Например: КРТН (КАРТИНА).
Можно взять группу слов, объединённых общим признаком. Например:
Живые существа:
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
Это растё т:
ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)
ГРХ (ГОРОХ)
Шифровка «Слоговые примеры». Необходимо разделить слова на слоги и составь из полученных слогов словарное слово. САРАЙ + ПОЛЕ + ГИТАРА = САПОГИ, ОВЦА - ЦА+РАГ=ОВРАГ
Третий блок - упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.
1. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная «о» :
С. сна, к. т, ск. мейка, р. в, ок. вы (СКОРО)
2. Образование одушевлённых родственных слов : Р_ДИНА – РОДНОЙ, Р_БОТА - РАБОЧИЙ
3. Дописывание к словарным словам имена собственные (например, в теме «3аглавная буква в именах собственных») : С_БАКА - (Лайма, Барон).
4. Образование другой части речи (например, в теме «Части речи») З_ВТРАК-ЗАВТРАКАТЬ, М_РКОВЬ-МОРКОВНЫЙ.
5. Собери слоги: -ло, -мо, -ток (МОЛОТОК)
Четвертый блок - упражнения, с использованием знания по другим дисциплинам.
1. Математика, умножение:
1 2 3 4 5
2 л в к е
3 р а д ь
4 у ф м и
5 п г т о
16 (1-я буква, 10 (2-я буква, 20 (3-я буква, 6 (4-я буква, 25 (5-я буква) (МЕТРО)
2. Рисование: расставь буквы согласно цветам радуги.
И У Л Ь Т Е Ч
Несколько упражнений для запоминаний слов :
1. Игра: «Беззвучный». Педагог или обучающийся, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Угадав слово, дети, так же беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Данный вид работы формирует навык комментированного письма, что сокращает количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.
2. Игра: «Умный словарик». Обучающимся необходимо угадать слово по его признакам или по его происхождению. Данный вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, формирует навык грамотного построения предложений.
3. Игра: «Придумай ассоциацию». Это очень интересный вид работы со словарными слoвами. Обучающиеся, с помощью фонетической ассоциации составляют предложения со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.
Например:
МАЛИНА. МАленькая малина.
ПАЛЬТО. ПАпа носит ПАЛЬТО.
Данные приемы для работы со словарными словами позволяют заинтересовать детей, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Список литературы
1. Агаркова Н. Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М. - 1990.
2. Иванова М. К. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся. -/ Педагогический вестник ЕАО" /.-№ 2.- 2007.
3. В. Дмитриева. Словарные слвоа :практическое пособие для школьников младших классов. -Санкт-Петербург. : КОРОНА принт. - 2000