Лучший педагог года

Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Малекина Надежда
Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

Малекина Надежда Владимировна, учитель-логопед

МБОУ «СШ № 8 имени Г. С. Титова», г. Норильск

Аннотация. В статье представлен опыт использования приемов для эффективного запоминания словарных слов на логопедических занятиях с младшими школьниками с ОВЗ.

Публикация «Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ» размещена в разделах

Ключевые слова. Словарные слова, приемы, методы, упражнения, символы, мышление, речь.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа [1]. Обучающиеся, особенно имеющие проблемы с устной и письменной речью, обучающиеся с ОВЗ, с большим трудом запоминают правильное написание словарных слов. Связано это с проблемами запоминания, плохой слухоречевой памятью и недостаточной внимательностью.

В данной статье я хочу представить приемы-упражнения, которыми пользуюсь многие годы, для запоминания словарных слов, помогающие не только усилению обучающего эффекта, но и развитию интеллектуальных качеств обучающихся, таких, как внимание, память, различные виды мышления, речь и наблюдательность.

Все упражнения объединены в несколько блоков, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения обучающимися нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых занятий.

Первый блок - выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность[2] .

1. Определение нового слова путем расположения прямоугольников по степени увеличения количества точек в каждом из них.

2. Собери слово, начиная от самой маленькой буквы:

О Н Я Ь Р Б (НОЯБРЬ)

Второй блок - работа с символами, шифрами, кодами, что позволяет формировать абстрактное мышление.

Шифровка «Алфавит». Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 123456789.

абвгдеёжз.

Например: 21, 13, 10, 24, 1 — (УЛИЦА)

Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку.

Например: К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Д, К, Ш

• Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (НАРОД).

Шифровка «Части слова»

Например:

• Приставка в нашем слове, как у слова ЗАШЕЛ.

• Корень — как у слова ВОДНЫЙ. (ЗАВОД)

Шифровка «Сломанная клавиатура». Даны согласные буквы, необходимо вставить гласные. Например: КРТН (КАРТИНА).

Можно взять группу слов, объединённых общим признаком. Например:

Живые существа:

ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)

СБК (СОБАКА)

Это растё т:

ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)

ГРХ (ГОРОХ)

Шифровка «Слоговые примеры». Необходимо разделить слова на слоги и составь из полученных слогов словарное слово. САРАЙ + ПОЛЕ + ГИТАРА = САПОГИ, ОВЦА - ЦА+РАГ=ОВРАГ

Третий блок - упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

1. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная «о» :

С. сна, к. т, ск. мейка, р. в, ок. вы (СКОРО)

2. Образование одушевлённых родственных слов : Р_ДИНА – РОДНОЙ, Р_БОТА - РАБОЧИЙ

3. Дописывание к словарным словам имена собственные (например, в теме «3аглавная буква в именах собственных») : С_БАКА - (Лайма, Барон).

4. Образование другой части речи (например, в теме «Части речи») З_ВТРАК-ЗАВТРАКАТЬ, М_РКОВЬ-МОРКОВНЫЙ.

5. Собери слоги: -ло, -мо, -ток (МОЛОТОК)

Четвертый блок - упражнения, с использованием знания по другим дисциплинам.

1. Математика, умножение:

1 2 3 4 5

2 л в к е

3 р а д ь

4 у ф м и

5 п г т о

16 (1-я буква, 10 (2-я буква, 20 (3-я буква, 6 (4-я буква, 25 (5-я буква) (МЕТРО)

2. Рисование: расставь буквы согласно цветам радуги.

И У Л Ь Т Е Ч

Несколько упражнений для запоминаний слов :

1. Игра: «Беззвучный». Педагог или обучающийся, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Угадав слово, дети, так же беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Данный вид работы формирует навык комментированного письма, что сокращает количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.

2. Игра: «Умный словарик». Обучающимся необходимо угадать слово по его признакам или по его происхождению. Данный вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, формирует навык грамотного построения предложений.

3. Игра: «Придумай ассоциацию». Это очень интересный вид работы со словарными слoвами. Обучающиеся, с помощью фонетической ассоциации составляют предложения со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.

Например:

МАЛИНА. МАленькая малина.

ПАЛЬТО. ПАпа носит ПАЛЬТО.

Данные приемы для работы со словарными словами позволяют заинтересовать детей, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Список литературы

1. Агаркова Н. Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М. - 1990.

2. Иванова М. К. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся. -/ Педагогический вестник ЕАО" /.-№ 2.- 2007.

3. В. Дмитриева. Словарные слвоа :практическое пособие для школьников младших классов. -Санкт-Петербург. : КОРОНА принт. - 2000

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Урок изобразительного искусства «Городецкая роспись» с младшими школьникамиУрок изобразительного искусства «Городецкая роспись» с младшими школьниками Фотоотчет урока изобразительного искусства «Городецкая роспись» с младшими школьниками. Цель: Расписать досточку в стиле городецкой росписи.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 10:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД