Папки-передвижки

Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Малекина Надежда
Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

Малекина Надежда Владимировна, учитель-логопед

МБОУ «СШ № 8 имени Г. С. Титова», г. Норильск

Аннотация. В статье представлен опыт использования приемов для эффективного запоминания словарных слов на логопедических занятиях с младшими школьниками с ОВЗ.

Публикация «Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ» размещена в разделах

Ключевые слова. Словарные слова, приемы, методы, упражнения, символы, мышление, речь.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа [1]. Обучающиеся, особенно имеющие проблемы с устной и письменной речью, обучающиеся с ОВЗ, с большим трудом запоминают правильное написание словарных слов. Связано это с проблемами запоминания, плохой слухоречевой памятью и недостаточной внимательностью.

В данной статье я хочу представить приемы-упражнения, которыми пользуюсь многие годы, для запоминания словарных слов, помогающие не только усилению обучающего эффекта, но и развитию интеллектуальных качеств обучающихся, таких, как внимание, память, различные виды мышления, речь и наблюдательность.

Все упражнения объединены в несколько блоков, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения обучающимися нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых занятий.

Первый блок - выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность[2] .

1. Определение нового слова путем расположения прямоугольников по степени увеличения количества точек в каждом из них.

2. Собери слово, начиная от самой маленькой буквы:

О Н Я Ь Р Б (НОЯБРЬ)

Второй блок - работа с символами, шифрами, кодами, что позволяет формировать абстрактное мышление.

Шифровка «Алфавит». Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 123456789.

абвгдеёжз.

Например: 21, 13, 10, 24, 1 — (УЛИЦА)

Шифровка «Убери лишнее». Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку.

Например: К, Н, П, А, С, Р, О, Т, Д, К, Ш

• Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (НАРОД).

Шифровка «Части слова»

Например:

• Приставка в нашем слове, как у слова ЗАШЕЛ.

• Корень — как у слова ВОДНЫЙ. (ЗАВОД)

Шифровка «Сломанная клавиатура». Даны согласные буквы, необходимо вставить гласные. Например: КРТН (КАРТИНА).

Можно взять группу слов, объединённых общим признаком. Например:

Живые существа:

ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)

СБК (СОБАКА)

Это растё т:

ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)

ГРХ (ГОРОХ)

Шифровка «Слоговые примеры». Необходимо разделить слова на слоги и составь из полученных слогов словарное слово. САРАЙ + ПОЛЕ + ГИТАРА = САПОГИ, ОВЦА - ЦА+РАГ=ОВРАГ

Третий блок - упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

1. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная «о» :

С. сна, к. т, ск. мейка, р. в, ок. вы (СКОРО)

2. Образование одушевлённых родственных слов : Р_ДИНА – РОДНОЙ, Р_БОТА - РАБОЧИЙ

3. Дописывание к словарным словам имена собственные (например, в теме «3аглавная буква в именах собственных») : С_БАКА - (Лайма, Барон).

4. Образование другой части речи (например, в теме «Части речи») З_ВТРАК-ЗАВТРАКАТЬ, М_РКОВЬ-МОРКОВНЫЙ.

5. Собери слоги: -ло, -мо, -ток (МОЛОТОК)

Четвертый блок - упражнения, с использованием знания по другим дисциплинам.

1. Математика, умножение:

1 2 3 4 5

2 л в к е

3 р а д ь

4 у ф м и

5 п г т о

16 (1-я буква, 10 (2-я буква, 20 (3-я буква, 6 (4-я буква, 25 (5-я буква) (МЕТРО)

2. Рисование: расставь буквы согласно цветам радуги.

И У Л Ь Т Е Ч

Несколько упражнений для запоминаний слов :

1. Игра: «Беззвучный». Педагог или обучающийся, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Угадав слово, дети, так же беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Данный вид работы формирует навык комментированного письма, что сокращает количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.

2. Игра: «Умный словарик». Обучающимся необходимо угадать слово по его признакам или по его происхождению. Данный вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, формирует навык грамотного построения предложений.

3. Игра: «Придумай ассоциацию». Это очень интересный вид работы со словарными слoвами. Обучающиеся, с помощью фонетической ассоциации составляют предложения со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.

Например:

МАЛИНА. МАленькая малина.

ПАЛЬТО. ПАпа носит ПАЛЬТО.

Данные приемы для работы со словарными словами позволяют заинтересовать детей, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Список литературы

1. Агаркова Н. Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М. - 1990.

2. Иванова М. К. Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся. -/ Педагогический вестник ЕАО" /.-№ 2.- 2007.

3. В. Дмитриева. Словарные слвоа :практическое пособие для школьников младших классов. -Санкт-Петербург. : КОРОНА принт. - 2000

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Урок изобразительного искусства «Городецкая роспись» с младшими школьникамиУрок изобразительного искусства «Городецкая роспись» с младшими школьниками Фотоотчет урока изобразительного искусства «Городецкая роспись» с младшими школьниками. Цель: Расписать досточку в стиле городецкой росписи.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о трудолюбии с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о трудолюбии с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия: ТРУДОЛЮБИВАЯ.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Фотоотчет об изготовлении кукол для пальчикового театра младшими школьникамиФотоотчет об изготовлении кукол для пальчикового театра младшими школьниками Приветствуем всех кто любит театр! Мы-участники театралы из кружка "Лукоморье" любим театр и эту особую атмосферу волшебства и перевоплощений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 10:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов эффективного запоминания словарных слов в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Малекина Надежда (УИ 2772579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД