Раиса Николаевна Кочеткова
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
«Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только
одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея её, я вскоре вернул бы и все остальное»
Даниэль Уэбстер
Все живые существа, обитающие на планете Земля, рождены с потребностью в общении, но только человеку для этой цели подарена речь. И если он по какой-либо причине физического или социального характера не может в полной мере пользоваться этим даром, то зачастую это становится трагедией для личности. Особенно важно это для маленького человека, который только входит в этот мир и учится дружить, любить, играть, отвечать за свои поступки.
Публикация «Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Проведенные исследования показали, что значительная часть детей с ОВЗ имеют стойкое речевое недоразвитие. В данной статье пойдет речь о приемах логопедической работы, которые помогают успешному овладению речевыми навыками и, следовательно, способствуют социализации детей с отклонениями в развитии. У здорового и счастливого ребенка овладение грамматически правильной красивой речью происходит постепенно и незаметно для него. А вот для ребенка с особым развитием такой процесс может превратиться в тяжелый каждодневный труд.
Большинство детей с ОВЗ имеют низкий словарный запас, испытывают проблемы с состоянием фонетико-фонематического слуха и восприятия, несформированную связную речь, низкий объём памяти, восприятия, мышления, зачастую проблемы связаны со снижением интеллектуальных способностей.
Коррекционно-развивающая помощь таким детям должна оказываться комплексно, специалистами разного педагогического профиля: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, учитель-предметник, музыкальный руководитель, учитель физкультуры и рисования.
Поскольку физическое состояние таких детей часто сопряжено с нарушением развития опорно-двигательного аппарата, то процесс коррекции должен обязательно включать в себя упражнения на развитие общей моторики и формирование двигательных навыков. Небольшие подвижные перерывы во время занятия способствуют отдыху детей и переключению внимания, снятию напряжения и усталости во середине учебного занятия. Легкие физические упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Другой разновидностью подвижных игр во время коррекционного занятия служит речедвигательная гимнастика. Это сочетание речевых упражнений с движением. Одновременное выполнение речевых игр и физических упражнений способствует формированию регулятивной функции речи и движения.
Применение детьми упражнений, с проговариванием текста позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребенка и положительно повлиять на двигательную систему.
В арсенале коррекционных педагогов в настоящее время имеется много нетрадиционных методов и приемов, которые помогают скорректировать имеющиеся дефекты развития у ребенка и тем самым способствуют его успешной адаптации в детском коллективе.
Для достижения устойчивого результата, используются различные приёмы воздействия на мозг ребёнка.
Стимуляции высокоактивных точек на кончиках пальцев способствует развитие мелкой моторики пальцев рук. На коррекционных занятиях этому уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только развитию мыслительных операций, но и активизирует речевые зоны мозга. Таким образом, успех работы по развитию речи и формированию звукопроизношения непосредственно зависит от уровня развития мелкой моторики.
Работа проводится с использованием природных материалов, различных видов мозаики, камешков, мелкозернистой наждачной бумаги и других сподручных материалов разнообразной структуры. Хорошо себя зарекомендовала песочная терапия. Выполняя упражнения с песком, ребенок не замечает, как уходит напряжение, более чувствительными становятся пальчики, развивается психологическая база речи. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Одним из приёмов, способствующих активизации межполушарного взаимодействия является использование кинезиологических упражнений. При регулярном их выполнении активизируется внимание, уходит страх, напряжение.
В современном мире все дети стали проводить много времени за просматриванием роликов из интернета или виртуальными играми. Это создает повышенную нагрузку на органы зрения. Снять излишнее напряжение с глаз помогает глазодвигательная гимнастика. Она способствует развитию зрительного гнозиса и профилактике глазных заболеваний.
Использование современных психолого-педагогических технологий в коррекционной работе с младшими школьниками помогает достигнуть положительной динамики в речевом развитии учащихся, способствует повышению работоспособности, развитию психических процессов, успешной социальной адаптации в школьном коллективе учащихся с особыми возможностями развития.
Литература
• Кувшинова И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
• Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. -М. :АРКТИ,2008-60 с. (Развитие и воспитание)