Приложение МААМ

Прием наглядного моделирования при обучении детей с ОВЗ

Анастасия Андреевна Васнева
Прием наглядного моделирования при обучении детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей»

Дьёрдь Пойа

Дети с ОВЗ сталкиваются с трудностью при обучении. К каждому такому ребенку необходимо осуществлять индивидуальный подход. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Педагогу нужно всячески поддерживать ребенка, воспитывая положительное отношение к учебной деятельности.

Общие принципы работы с детьми с ОВЗ следующие:

• осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;

Публикация «Прием наглядного моделирования при обучении детей с ОВЗ» размещена в разделах

• предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).

• в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;

• проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Обучение для ребенка ОВЗ- это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

Запомнить отдельные факты, события, даты для детей с ментальными нарушениями бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Прием моделирования, в этом случае, становится опорой для такого ученика.

3 слайд

Прием наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Этот метод облегчает процесс запоминания (наглядностью, создание плана высказывания, практический)

Использование приема наглядного моделирования дает возможность :

• самостоятельного анализа ситуации или объекта;

• развития децентрации (умения менять точку отсчета);

• развития замыслов-идей будущего продукта.

4 слайд

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

• Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

• Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

• Облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев).

слайд

Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания)

Методика Т. А. Ткаченко - в качестве универсального вспомогательного средства для моделирования предлагает графические планы – схемы

-пересказ

-составление рассказов по картине

-описательный рассказ

-творческий рассказ

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п. :

Характерные признаки цепной связи

Употребление местоимений.

Употребление синонимов и повторов.

Использование вводных слов.

Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

Схемы предлогов

Методика Садовниковой И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»

С помощью схем корректируется своеобразное развитие пространственных дифференцировок по теме: «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение).

Минтальные карты

(Тони Бьюзен)

Минтальная карта – это своего рода инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты – это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

слайд

Человек воспринимает тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Если для запоминания пользоваться только текстом, способности воспринимать и запоминать уменьшаются наполовину. Ребенку с ментальными нарушениями трудно запомнить большой текст. Из-за однообразия и монотонности теряется острота восприятия и снижается объем необходимой информации. Появляется неуверенность в себе, теряется интерес к учебе. На конспектирование учебного материала тратится много нужного времени, оно используется и на поиск необходимой информации при прочтении конспекта. При традиционных способах записи нет места творчеству, что удручающе сказывается на учебных процессах подростков с ОВЗ.

Чтобы по-настоящему «проникнуться» какой-либо информацией нашему мозгу нужно ее:

• Увидеть

• Услышать

• Понюхать

• Потрогать

• Лизнуть

• Нарисовать

• Произнести

Иными словами, чем больше органов чувств, навыков и связей мы используем при обдумывании, тем более качественные идеи будет выдавать мозг.

Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Главная тема помещается в центре листа.

2. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

3. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.

4. К основным веткам добавляются картинки.

Также есть определенные правила, которым необходимо придерживаться при рисовании карты:

1. Бумагу лучше брать белую, желательно формата А4, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.

2. Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации.

3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.

4. Используйте как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.

5. Пишите печатными буквами, и вы сэкономите время на прочтение.

6. Длина ветки должна равняться длине слова _ так карта будет более наглядной, и вы эффективно используете пространство бумаги.

Следуя этим правилам, создаются красивые, легко запоминающиеся ментальные карты, с которыми интересно учиться. Создатель ментальных карт английский психолог Тони Бьюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга. Это особый вид творчества, который развивает наше мышление и память. Создавать ментальную карту просто; к тому же при этом ребята с ОВЗ получают удовольствие от творчества и тратят меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами.

слайд

Информацию легче запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. При создании ментальной карты осуществляется несколько процессов: записывание информации, запоминание ее, развитие мышления (ассоциативное, творческое, логическое, памяти. При этом задействуется весь потенциал мозга!

слайд

Свойства Ментальных карт

Наглядность (за счет рисунков, стрелок и цветов)

• Быстрота (вы быстрее бежите глазами по карте)

• Структурированние (видны связи и иерархия)

Актуальность исследования данного метода заключается в том, что новые требования в соответствии с ФГОС предполагают формирование ключевых компетенций учащихся, где не последнюю роль играет стратегия смыслового чтения. Ментальная карта как нельзя лучше иллюстрирует один из этапов формирования данной компетенции.

слайд

Методика работы с картой делится на три этапа.

1 этап – учитель создает карту сам. Учащиеся рассматривают карту, учитель объясняет логику, по которой построена карта, поясняет изображения. Учащиеся используют карту на уроке (при работе у доски, при выполнении заданий в контрольных, при самостоятельной работе, выполняя упражнения) и дома.

2 этап – учитель предлагает детям шаблон карты по теме, учащиеся вписывают недостающие сведения в пробелы (пропуски). Учащиеся используют карту на уроках и дома.

3 этап – дети создают карту сами по теме.

Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям»

Селестен Френе.

Автор публикации:
Прием наглядного моделирования при обучении детей с ОВЗ
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 21:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Прием наглядного моделирования при обучении детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Андреевна Васнева (УИ 3373834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД