МААМ-картинки

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

наталья кравцова
Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье

Кайгородова Светлана Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Кравцова Наталья Павловна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №17» г. Березники Пермский край

Взаимодействие ДОУ и семьи :

Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье» размещена в разделах

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Проблемы семейного воспитания

1. Дефицит ласки, которую испытывают наши дети.

2. Синдром опасного обращения с детьми :

- поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

Задачи:

1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

3. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской поддержки воспитанников;

4. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

Основные формы жестокого обращения с детьми :

Физическое, – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

• малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• реакция испуга на плач других детей;

• редкая улыбка и проявления радости;

• плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

• лживость, воровство;

• копирование поведения взрослых;

• агрессивность, жестокое отношение к животным;

• болезненное отношение к замечаниям, критике.

Психическое (эмоциональное,– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

• нарушение сна, отсутствие аппетита;

• длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• беспокойство, тревожность, агрессивность;

• склонность к уединению;

• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• низкая самооценка;

чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение

Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

• стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;

• требование ласки и внимания;

• пассивность, подавленное состояние, апатия;

• агрессивность и импульсивность;

• неумение общаться с людьми;

• низкая самооценка.

Факторы риска, т. е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.

• нежеланный ребенок;

• наличие у ребенка физических и умственных недостатков;

• нелюбимый ребенок в семье;

• сходство с нелюбимым родственником;

• нарушения в поведении ребенка,

• социальное неблагополучие семьи : - неполная или многодетная семья,

а также та, в которой постоянно возникают конфликты между

родителями;

• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;

• специфические культурные или религиозные факторы;

• низкий уровень образования

• юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;

• использования физического и психического насилия в качестве наказания;

• ;

Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, мероприятий с детьми и родителями, работу Совета дошкольного учреждения.

Работа реализуется через:

1. Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

2. Составление социального паспорта группы;

3. Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей,

стоящих на учете, ПДН

4. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

5. Заполнение личной карточки воспитанника;

6. Посещение семей;

7. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Работа воспитателя проводится в 3 этапа:

1этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействия со сверстниками ит. д.

2этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится анкетирование родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а так же выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.

3 этап. Профилактическая работа в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Если вы видите жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку, обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Библиографический список

1. Лысова А. В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.

2. Мачинская Н. А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. - 2004.- № 4.

3. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О. М. Здравомысловой. – М. : Едиториал УРСС. - 2003.

4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е. И. М., 2001. - ст. 8,25,31,32,36,40.

5. Кондаков И. М. Психологический словарь. – М. : СГИ, 2002.

6. Кон И. С. Дети России: насилие и защита. – М. : Прогресс,1997.

7. Платонова Н. М. Насилие в семье : особенности психологической реабилитации. - СПб. : Речь,2004.

8. Е. И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми : причины, проявления, последствия (учебное пособие)М: РБФ НАН, 2007

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) - это однократное или хроническое.

Консультация для родителей «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи» Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из родителей мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел.

Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Консультация «Профилактика дорожно – транспортного травматизма в семье» Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Семинар-практикум для педагогов по правовому воспитанию «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК» Автор-составитель: воспитатель Кузнецова.

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов) Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье
Опубликовано: 26 октября 2016 в 07:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД