Лучший педагог года

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников.

Иванова Светлана
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников.

В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данное время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников,» размещена в разделах

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду, является неотъемлемой частью всестороннего развития ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Развивать и поддерживать интерес воспитанников детского сада к традициям, обычаям, патриотическим праздникам и праздникам русской культуры наш педагогический коллектив предлагает через организацию интегрированной познавательной деятельности в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, познавательные тематические занятия: «День семьи», «Мы гордимся тобой, Россия», «Наши выпускники – кадеты, будущие моряки», «Моя малая Родина - поселок Молочный», «Светелка», утренники, посвященные любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице.

В своем педагогическом творчестве педагоги основываются на принципах гуманизма, этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей.

Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов с детьми (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность, беседы, обсуждения, которая направлены на самореализацию каждого ребенка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром. Столь эмоциональному детскому восприятию способствует общение педагогов с родителями своих воспитанников. Обсуждение значимости проведения работы по формированию нравственности посредством воспитание у ребенка любви к Родине, приобщения к православной культуре не только в детском саду, но и дома, чтобы ребенок чувствовал, что его творческое познание, интерес к православной культуре, патриотизму поддерживается и укрепляется среди близких людей. Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др. Непосредственное участие каждого ребенка в утреннике, посвященном празднику, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения.

Педагогами ДОУ разработана программа «Растим патриотов России». Основные задачи, которой: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине, развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Необходимым условием работы по программе является специально организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательные интересы детей и включающая: различные аудио- и видеоматериалы, детские народные инструменты, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам, оборудована комната «Светелка». Разработан и распространен среди педагогов Кольского района тематический план мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей, в который вошли такие темы, как «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя малая Родина – поселок Молочный», «Я и мое имя», «Наша Родина – Россия», «Наши защитники», «Милые мамы», «Этот День Победы…».

Творческой группой воспитателей накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе Мурманской области, материал об истории возникновения п. Молочный, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего поселка. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общест-венными организациями и учреждениями поселка. Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детсада о прошлом нашего поселка, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о памятниках в нашем поселке. Проводятся экскурсии к памятникам нашим землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. На площади воспитатели рассказывают детям, кому поставлены эти памятники, о доблести и мужестве наших земляков с демонстрацией фотоснимков, плакатов и репродукций картин. Во время этих бесед дети делают выводы и заключения о том, что они узнали, дают нравственные оценки событиям, о которых шла речь. Дети с гордостью говорят о мужестве нашего земляка Леонида Акимовича Гальченко - Героя Советского Союза, который за годы войны участвовал в 90 воздушных боях, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе. Знакомя детей с прошлым поселка, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом даем воспитанникам задание на дом – узнать, где работают их родители. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Представление о созидательной силе труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно полезных делах. Дети вместе с взрослыми сажают деревья в детском саду, участвуют в субботнике, приводя в порядок двор, что дает ощутить им свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.

Детский сад регулярно посещают наши выпускники, учащиеся МБОУ «Кадетской школы г. Мурманска». С большой радостью проходят совместные спортивные, игровые и познавательные программы. По традиции кадеты исполняют «Кадетский гимн». Принимают активное участие в праздничном утреннике, посвящённом Дню защитников Отечества. Воспитанники кадетской школы внимательно и с удовольствием смотрят небольшой концерт детей, принимают участие в конкурсах и эстафетах, показывают своё мастерство в разборке и сборке макета автомата. Заканчиваются мероприятия совместным праздничным чаепитием в уютной обстановке. Дружба кадетов с детским садом продолжается уже несколько лет к взаимному удовольствию сторон.

Первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к духовным традициям нашего народа. Чтобы заложить у детей основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России по средством праздников: Рождество, Пасха, Троица, старинных народных обычаев Колядки, Святки, Масленица. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Праздник проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором принимают непосредственное участие. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.

Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему мы помогаем ребенку открывать ис-торическое прошлое и настоящее нашей Родины.

Литература.

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ : практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России М., 2007. Ковалева

3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

4. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

5. Ершова З. А., Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.

7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003, 2008.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ.Духовно-нравственное воспитание в современных условиях ДОУ. Н. И.  пирогов:Конечная цель воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Презентация проекта в старшей группе. «Москва — сердце России». Презентация проектной деятельности для воспитателей на тему:"Москва сердце России". Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников.
Опубликовано: 2 марта 2013 в 22:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД