Папки-передвижки

Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка

Инна Ковалева
Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка

Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка

В последние годы в педагогике и психологии всё большее распространение получает идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора – сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг [1, с. 27].

Публикация «Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка» размещена в разделах

Существует мнение, что сензиттивным периодом материнства является первые 36 часов после родов у матери. Если в это время маме была предоставлена возможность общения с новорожденным, так называемого контакта «кожа-кожа», то у мамы появляется психологическое запечатление на этого ребёнка. Душевная (интимная) связь у матери с ребёнком в этом случае образуется быстрее, становиться более глубокой и полноценной.

Мощным поощрением для матери становится детская улыбка. Мама придаёт улыбке своего ребёнка коммуникативное значение. Впоследствии улыбка становится специфической реакцией на приближение лица человека к малышу. На основании этого можно сделать вывод о том, что если вовремя использовать сензитивный период материнства, то это послужит гарантией хорошего контакта, позитивного взаимодействия, а также тёплой атмосферы общения мамы и ребёнка [1, с. 30].

Стиль общения родителей с ребёнком является очень репродуктивным, поскольку во многом задан семейными традициями. Например, матери склонны к воспроизведению того стиля воспитания, который преобладал в их собственном детстве. Кроме того, установлено, что нередко матери повторяют стиль воспитания своих матерей.

Заострённость черт характера родителей, зачастую патологическая, порождает особенности отношения к ребёнку. Например, родители могут не замечать свои черты характера или поведения, на проявление которых у ребёнка, они реагирую аффективно, стараясь их искоренить. Так родители бессознательно проецирует свои проблемы на ребёнка, реагируя затем на них, как на собственные. Например, настойчивое желание родителей сделать из ребёнка «самого-самого» может являться компенсацией родителями чувства переживания себя как неудачника, своей недееспособности.

Однако проектирование родительских конфликтов на ребёнка не предрекает стиля родительского отношения к нему. В одних случаях это может вытечь в открытое эмоциональное отвержение родителей к ребёнку. В других случаях может принять более утрированную форму: обернётся либо гиперпротекцией либо гипоопекой.

Особенно сильное обострение конфликтного отношения к ребёнку дошкольного возраста наблюдается в семьях, где есть ещё один маленький ребёнок. В этом случае родители зачастую переоценивают достоинства младшего ребёнка. Недостатки дошкольника на этом фоне становиться невыносимыми. Существует точка зрения, что «воспроизведение стиля воспитания из поколения в поколение – общая закономерность». Большое значение для формирования определённого стиля общения с детьми в семье имеют социокультурные традиции [3, с. 123].

В исследование и развитие проблемы влияния отношения и поведения на поведение ребёнка существенный вклад внесла исследователь Л. Беньямин. Построенная её модель взаимоотношений «ребёнок-родитель» позволяет охарактеризовать поведение и родителя, и ребёнка. Согласно ей, связь между поведением ребёнка и поведением родителей не является однозначной. Ребёнок может реагировать различными способами на одно и то же поведение родителей. Ответом на родительское поведение вместо бегства может быть и «защита». То есть, если родители отвергают его, он может пытаться вести себя с ними так, будто они его очень любят, очень внимательны к нему. Тем самым он ребёнок как бы приглашает родителей изменить своё отношение к нему. Если следовать этой модели, можно сделать предположение о том, что ребёнок, когда вырастет, начнёт себя вести так по отношению к другим, как его родители вели себя по отношению к нему [2, с. 94].

По мере того как идёт формирование самосознания ребёнка, можно выделить несколько типов общения [2, с. 94] :

– прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения;

– опосредованная детерминация самоотношения ребёнка путём формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний;

– контроль за поведением ребёнка, в котором ребёнок усваивает параметры и способы самоконтроля;

– косвенное управление формированием самосознания путём вовлечения ребёнка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя [2, с. 94].

Родителями в ребёнке выделяются следующие важнейшие черты: способность к самоорганизации, целеустремлённость, волевые качества; дисциплинированность; подчинение родительскому авторитету; интерес к занятиям; способности (память, ум и т. д.). Одновременно эти черты являются и объектом их внушающего воздействия.

Внушаемые ребёнку самооценка и образ могут быть и положительными, и отрицательными. По мнению известного мыслителя Ж. П. Рихтер: «Названия – странная вещь, если дитя солжёт, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун. Вы разрушаете его нравственное доверие к себе, определяя его как лгуна».

Родители и другие взрослые, не только члены семьи, оказывают существенное влияние на формирование «Я – образа» ребёнка, на его самоуважение. Внушая ребёнку собственный образ его родитель, кроме того, и вооружает ребёнка конкретными оценками, стандартными шаблонами выполнения каких-либо действий, на которые стоит опираться. Если это реалистично, ребёнок повышает своё самоуважение и формирует положительный «Я – образ», если нет – то неуспех приводит ребёнка к потере веры в себя, к потере самоуважения.

Список использованной литературы

1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. –М. : АРКТИ, 2003.

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М. :Владос, 2002. – 160 с.

3. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб. : Издательство «Речь», 1995. – 271с.

Публикации по теме:

«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка» Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Интеграция как средство развития ребёнка Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка». Слайд.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль.

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий,.

Психологические особенности детей с задержкой психического развитияПсихологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие родителей и детей как детерминант психического развития ребёнка
Опубликовано: 9 августа 2017 в 10:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД