МААМ-картинки

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО

Ирина Красикова
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит : взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольной образовательной организации.

Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

Публикация «Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО» размещена в разделах

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками,родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Образовательный процесс как взаимодействиепредставляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:

детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.

Участники образовательной деятельности :

1. Дети

2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

3. Администрация

4. Родители

Подходы к организации педагогического взаимодействия :

Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

- Добровольность

- Сотрудничество

- Уважение интересов друг друга

- Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей

Основными характеристиками взаимодействия считают :

взаимопознание — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

взаимопонимание— понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;

взаимоотношение— проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

Участников образовательного процесса выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

1. По субъекту и объект - субъекту:

личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);

коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т. д.).

2. По направленности взаимодействия : прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи : «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия : сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, безразличие, безучастность, конфликт.

Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса :

Ребёнок – ребё нок:

- свободно общается со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

- само выражается через совместную творческую деятельность;

-учится взаимодействовать в коллективе;

- учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Родитель – ребё нок:

- признание прав и свобод ребёнка,

- сотрудничество, сопереживание и поддержка,

- обсуждение ситуации через диалог,

- гибкое введение ограничений.

Педагог - ребё нок:

- признание ценности личности ребёнка;

- выявление и развитие способностей ребёнка;

- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;

-ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной жизни;

-диалоговое взаимодействие с ребёнком;

-активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

Педагог - родитель:

- добровольность в сотрудничестве;

- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов

- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.

Педагог – педагог - администрация:

- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

-толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту;

- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных партнёров;

- учёт личностных и профессиональных качеств участников;

- проявление участниками гибкости в конфликтных ситуациях.

Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

1. Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;

2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.

В том числе,

- для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения;

- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями;

- для руководителей поможет создать: комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ; создать привлекательный имидж учреждению;

- для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

В основе взаимодействия участников образовательного процесса ДОО лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» Процесс развития ребенка — это внутренний процесс раскрытия его возможностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Кадровое обеспечение образовательного процесса в ДОУ № п/п Вид образовательной программы (основная / дополнительная, специальность, направление подготовки, профессия, наименование предмета,.

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (Консультация для воспитателей) В настоящее время педагогическому.

Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,.

План работы по защите участников образовательного процесса Утверждаю Заведующий МБДОУ №5 Л. А. Панкратова План работы по защите прав участников образовательного процесса МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Планирование воспитательно-образовательного процесса Речевое развитие. Развитие речи с элементами обучения грамоте. Физическое развитие. ФИЗО Звук и буква «М». Цели: 1. Вырабатывать навык.

Проект «Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА на тему: «Характеристика основ здорового образа жизни» по курсу «Сохранение здоровья участников образовательного.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

Использование сети интернет для активизации взаимодействия участников образовательного процесса Слайд № 1 В этом году мы набрали новую группу малышей от трех до четырех лет. Новый набор означает новые родители. Нужно заново знакомиться,.

Самоанализ воспитательно-образовательного процесса с детьми Общая характеристика группы В группе «Б» ОН всего 23 человека, из них 13 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей от 5 до 6 лет. Большая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 18:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД