Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции.

ирина юрова
Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции.

Детьми старшего возраста легче осуществляется сгибание и разгибание большого и указательного пальцев. При этом движения, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связано.

Развитие движений пальцев руки может задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не законченно окостенение пальцев рук.

Физиолог Е. В. Гурьянов отмечает, что в раннем и школьном возрасте происходит и накопление опыта движений, и развитие двигательного контроля.

В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца).

Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу.

В раннем возрасте дети берут в руки карандаш и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.

По данным Е. Н. Соколовой у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым.

Позднее дети начинают включать зрительный контроль в ходе рисования предметов (домик, солнце, дерево и др., письма карандашом отдельных печатных букв.

В преддошкольном возрасте к 6 годам постепенно движения руки становятся более уверенные. Занятия в дошкольном возрасте лепкой, конструированием, поделки из бумаги и т. д. подготавливают руку и глазомер ребенка к процессу письма, способствуют развитию мелких мышц руки, учат выделять форму и воспроизводить ее.

Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые ребенком в процессе письма, характеризуются переносом некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании, например, приемы держания карандаша переносится на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают.

На первом этапе овладения графическим навыком характерна очень

большая затрата энергии, неадекватная затратам мышечных сил. Ребенок очень сильно сжимает ручку в руке, и давит на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела.

Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно, хотя его скорость в младшем школьном возрасте значительно больше, чем в старшем.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были взаимосвязаны с речью и способствовали ее развитию.

В ходе электрофизиологического исследования, проведенного Т. П. Хризман и И. И. Звонаревой, при воспроизведении ребенком ритмических движений пальцами было обнаружено, что у него резко усиливается согласованнаядеятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. (Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка).

Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схема человеческого тела». По мере совершенствования функции рук, выполняющих тонкую и дифференцированную работу, увеличивается и площадь их представительства (особенно представительство кисти руки) в коре головного мозга.

Таким образом, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление графомоторных навыков, но и в целом на формирование речи детей.

Упражнения по развитию тонкой моторики, выполняемые систематически, сообразно возрасту ребенка, служат не только механическому укреплению мышц руки, но и:

а) активизируют речедвигательный отдел коры головного мозга;

б) улучшают иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);

в) способствуют формированию четкого артикуляционного уклада, звуков родного языка;

г) развитию графических навыков и подготовки детей к обучению в школе.

Это объясняет необходимость своевременного формирования и развития графических навыков у детей именно в предшкольном возрасте, с включением раздела для пальцевых упражнений в сочетании движений с речью.

Используемая литература.

1. Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические

исследования. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.

2. Тесты для детей. Составители Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Го-

ловнева Н. Я. – СПб.: Дельта. 1998.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Развиваем внимание. - М.:Росмэн-Издат, 2004.

4. Соколова Е. Н., Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. М.: Просве-

щение, 1969.

5. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. – М.: Наука, 1955.

. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо- моторных навыков

у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда. - М.: Владос, 2005.

6. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на заня-

тиях по изобразительному искусству. – М.: Флинта, 2001.

7. Ноткина Н. А. Особенности развития моторики у детей дошкольного

возраста// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 35- 37.

8. Симановский А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка. –

М.: Рольф, 2000.

9. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Педагогика, 1979.

. Никитина Н. В. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспита-

ние. - 2001. - №5. - С. 16-20.

10. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для вос-

питателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1998.

11. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

- М.: Просвещение, 1982.

12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Наука, 1996.

13. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и уп-

ражнения для детей старшего дошкольного возраста. – Пособие для пе-

дагогов. – М.: Белый ветер, 2005.

14. Овчинникова О. В., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для

дошкольников. – СПб.: Питер, 2002.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии. Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика, как один из видов здоровье сберегающих технологий, является наиболее доступной и часто применяемой на практике.

Занятие по развитию эмоциональной сферы и воображения детей «Как подружиться с музыкальными инструментами» Цель: музыкальные инструменты как средство развития эмоциональной сферы, воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста в.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Транспорт
Автор публикации:
Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции.
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 15:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...