Папки-передвижки

Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи

татьяна пирогова
Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи

(на примере МДОУ «Детский сад №35» пос. ст. Громово Ленинградская область)

Взаимодействие детского сада и семьи является одной из приоритетных задач в работе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35».

Для анализа эффективности взаимодействия ДОУ и семьи были проведены мероприятия с родителями, воспитателями и определили ход дальнейшей практической работы.

Первоочередные мероприятия с родителями:

1. Составление и заполнение социального паспорта семьи

2. Оценка удовлетворенности родителей работой ДОУ

Публикация «Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

4. Анализ родительской позиции, родительского опыта в воспитании своего ребенка.

После оценки удовлетворенности родителей работой ДОУ было решено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности, и результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают: повышение уровня психолого-педагогических знаний; решение проблем воспитания и образования детей.

Первоочередные мероприятия с педагогами:

1. Опросник для воспитателей «Мои плюсы и минусы» в общении с родителями.

2. Тестовые опросы воспитателей.

3. Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями.

Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил, что часто используются в основном стандартные формы работы: анкетирование родителей, родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН, викторины фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами являются:

1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;

2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Анализ взаимодействия ДОУ и семьи показал существенные недостатки в работе:

1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.

2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.

3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ.

Главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога-«дошкольника» и, в частности, развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами.

Подготовка воспитателей может осуществляться в такой форме методической работы в дошкольном учреждении, как проблемный семинар «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с детьми, коллегами и родителями»

Семинар может иметь следующую программу:

1. Теоретические основы педагогического общения (лекция-диалог).

2. Особенности общения воспитателя с ребенком (семинар-брифинг).

3. Межличностные отношения в педагогическом коллективе и пути урегулирования конфликтов (семинар-практикум).

4. Психологический микроклимат в группе дошкольников. Методы изучения взаимоотношений (практикум).

5. Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников (семинар-практикум).

6. Психологическая коррекция общения (тренинг).

7. Развитие коммуникативных умений воспитателя (конкурс педагогического мастерства).

8. Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения (индивидуальный практикум).

Большим подспорьем в работе сотрудникам ДОУ будут материалы по направлениям:

Нормативно правовая база Конвенция о правах ребенка

Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой, (2014г. ,

-Устав

-Основная образовательная программа ДОУ

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия.

Подборка материалов по семейному воспитанию Статьи о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.

Изучение семей и семейного воспитания Анкеты, тесты, опросные листы, беседы

Повышение педагогической культуры родителей Методическая копилка материалов, помогающих подготовиться к общению в системе ребенок-родитель-педагог

Повышение педагогической компетенции воспитателей Методическая копилка материалов, помогающих подготовиться к общению в системе ребенок-родитель-педагог

Методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей

Кроме того, планируется конкретное содержание работы с родителями, при этом современные формы работы обновляются, развиваются и имеют интегративную направленность - к ним относятся: занятия тренингового характера, основная цель которых - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком-дошкольником, разбор педагогических ситуаций, рефлексия педагогической деятельности.

Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов; заседания «круглого стола»; совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения в рамках проекта «Мы нужны друг другу»; устные журналы; выставки совместных работ родителей и детей; «Дни открытых дверей»; школы для родителей, работающие по их желанию; родительские конференции; семейные (или домашние) педсоветы, которые проводятся у родителей дома

Итак, наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей. Данную модель мы условно разделили на три блока:

Информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

В информационно-аналитический блок включается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Для сбора необходимой информации разработана анкета для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.

Выявленные данные и определили формы и методы дальнейшей работы педагогов. Ими стали: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.

Также данный блок включил работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям :

I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу.

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия : праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада.

Второй блок условно был назван “практическим”. В рамках блока собрана информация направленная на решение конкретных задач, которая связана в основном со здоровьем детей и их развитием. К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Мы установили, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом.

Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей был проведен ряд встреч, на которых они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками детского сада важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Отчасти именно это и привело родителей к чувству собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому, с целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводятся мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

К сожалению, в результате работы отмечаются и негативные моменты. Работа с семьей оценивается педагогами, как правило, по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, а так же насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.

С целью устранения этих негативных моментов был введен третий блок – контрольно-оценочный. В него мы включили анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы.

Также мной разработана и внедрена экспресс-карта анализа состояния работы с родителями в группах детского сада.

Кроме этого проводится групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, мы используем следующие формы взаимодействия с семьей :

1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:

1. Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

2. Сфере предлагаемых программой предметов.

2. Программа психологических тренингов.

3. Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”

4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);

5. Дни открытых дверей

6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами ЦРБ, специалистами городского отдела охраны прав детства.

7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.

8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.

9. Работа “Горячей линии интересующих вопросов”, оформление информационных стендов для родителей.

10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.

При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. Родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников.

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям я задаю вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы, прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей.

При зачислении с родителями заключается договор, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми педагогами, родителями, обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. По согласованию с педагогом родители могут присутствовать на занятиях группы, которую посещает их ребенок.

Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.

Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:

• Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;

• Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.

эффективно организовать общение с ребенком в семье;

• повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Итак: В ходе реализации инновационного проекта достигнуты следующие результаты:

1. Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)

2. Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 88% в 2011 году и 98% в 2016году

3. Повысилась удовлетворенность родителей результатами оздоровительно- профилактической работы (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 81% в 2011 году и до 94% в 2016 г.

4. Повысилась удовлетворенность родителей стилями взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 74% в 2011 году до 96% в 2016 году.

5. Внедрены новые формы сотрудничества с родителями (Мастер-класс, семинары – практикумы)

6. Создана широкая информационная среда для родителей (информационные стенды, регулярные презентации итоговых проектов, сайт)

7. Получили дальнейшее развитие дополнительные образовательные

услуги (кружки, появились современные вариативные формы дошкольного образования

Работа по расширению сотрудничества ДОУ и семьи необходима и актуальна в современном обществе как никогда. Она должна быть построена на принципах

• Открытости детского сада для семьи : каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.

• Сотрудничества педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

• Создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

• Организации работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.

• Знании педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

• Постоянного анализа процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников показало ряд преимуществ:

• Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

• Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

• В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Таким образом, значительная часть родителей (71%) полагают, что педагоги могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами; 29% - что родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей, и большинство родителей поняли, что заботу о воспитании ребенка они должны взять на себя, что только они несут ответственность за своих детей.

Публикации по теме:

«Формы взаимодействия ДОУ и семьи» .

«Маршрут выходного дня» как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ «Маршрут выходного дня» как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ. Одно из направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников.

Альбом взаимодействия детского сада и семьи «Дневник взаимодействия семьи и детского сада» Одна из форм по взаимодействию детского сада и семей воспитанников. Цель: Привлечение родителей.

Консультация «Родительская газета как форма взаимодействия МДОУ и семьи» Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм - газета для родителей. Газета.

Формы взаимодействия семьи и детского сада Проблема взаимодействия семьи и детского сада является одной из актуальных на сегодняшний день. На протяжении всего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия родительской общественности и МДОУ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК Субъект управления в детском саду – совет педагогов, как главное звено в управляющей системе под руководством заведующего,.

Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и Моу СОШ по улучшению внедрения ФГОС ДО Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и МОУ СОШ по улучшению внедрения ФГОС дошкольного образования. Переход ребенка-дошкольника.

Проект социальной значимости по социализации воспитанников МДОУ «Неделя карелии. Детский сад — мой дом родной»Проект социальной значимости по социализации воспитанников МДОУ «Неделя карелии. Детский сад — мой дом родной» Власова Е. В., зам. зав. по ВМ Р, Филина Л. Е., ст. воспитатель План проведения Недели Карелии - 2016 Актуальность Карелия - это край.

Родительский клуб — форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 2 мая 2016 в 20:16
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД