Елена Криветченко
Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников
Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам с самого раннего детства. Основой формирования здорового организма ребенка является двигательная активность. Но, к сожалению, настоящей проблемой становится крайне низкая подвижность современных детей. Несмотря на то, что дети кажутся очень активными, на самом деле уровень их подвижности намного ниже нормы. Об этом свидетельствует множество исследований, проводимых в этой области. Низкая двигательная активность приводит к возникновению нарушений осанки и развитию плоскостопия у детей дошкольного возраста, так как статическое, зачастую неправильное, положение тела ребенка не позволяет должным образом наращивать мышечный корсет. [2]
Публикация «Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2021
Так как большую часть дня ребенок проводит в детском саду, образовательная программа дошкольной организации предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Но некоторые методы и приемы, что отлично работали еще 10-20 лет назад, сейчас уже совершенно не применимы. К современным детям нужен современный подход. Поэтому в дошкольной организации постоянно ведется поиск новых подходов к оздоровлению детей, основанных на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. [1] Проблема оздоровления детей - не кампания одного дня, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
С 2018 года дошкольные организации участвуют в муниципальном проекте по профилактике нарушенийопорно-двигательного аппарата. Дошкольная организация, в которой я работаю в том числе работает в области коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. С началом реализации муниципального проекта, в ДОУ была создана модель работы. Она состоит из четырех направлений:
1. Реорганизация развивающей предметно-пространственной среды физкультурных центров групп;
2. Корректировкадвигательного режима групп;
3. Взаимодействие специалистов дошкольной организации между собой, а также со специалистами нескольких клиник;
4. Работа с родителями.
По первому направлению была проведена обширная работа. Прежде, чем менять предметно-пространственную развивающую среду в группах, каждый педагог должен понимать, как и что в ней необходимо изменить. Поэтому на начальном этапе была проведена работа с коллективом консультативного и разъяснительного характера. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды физкультурного центра для профилактики нарушений осанки и плоскостопия происходило не только посредством закупки необходимого оборудования по списку, разработанному специалистами, но и путем изготовления нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала, благодаря помощи родителей воспитанников.
Затем группы пополнились новой картотекой упражнений и подвижных игр для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата по сезонам. Кроме изменений в физкультурных уголках групп, в дошкольной организации созданы все условия для работы в этом направлении: преобразился спортивный зал, спортивная площадка, бассейн, появились дорожки здоровья, расширился спектр атрибутов для оздоровительных игр.
В дошкольной организации создана система физкультурно-оздоровительной работы, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата, которая постоянно совершенствуется. Для воспитанников ДОУ составлен двигательный режим, где используются разнообразные формы двигательной активности с разной подвижностью: во время утренней гимнастики, в физкультминутках между образовательными игровыми ситуациями, в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке, в индивидуальной работе с воспитанниками, в гимнастике после сна, во время занятий по физкультуре. В течение всего дня используются физические упражнения, как основное средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Регулярно проводится утренняя гимнастика, в вводную часть, которой, обязательно включается профилактическая ходьба, упражнения для укрепления мышц спины и для здоровья стоп.
В гимнастике после сна - используются дыхательные упражнения, самомассаж рук и ног, упражнения, формирующие правильную осанку, и ходьба по дорожке Здоровья. Проверка осанки стала ежедневным правилом. Она проводится в игровой форме. В каждой группе воспитатели по-своему придумали, как ее обыграть.
Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, включаются во все части физкультурного занятия, мы используем их и при проведении физкультминуток, динамических пауз, особенно когда на улице идёт дождь и нет возможности выйти на прогулку. В ходе режимных моментов проводятся беседы по сохранению здоровья. Два раза в неделю дети занимаются плаванием. Это эффективное средство профилактики и исправления нарушений опорно-двигательного аппарата. В дошкольной организации плавание непрерывно связано с физкультурой.
На прогулке двигательная активность детей осуществляется в разнообразной игровой деятельности: подвижные игры чередуются с непродолжительными малоподвижными. Физические упражнения носят имитационный характер и состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, этюдов, которые подбираются в соответствии с решением конкретных оздоровительных и развивающих задач.
Параллельно с работой с детьми в нашей дошкольной организации всегда идет активное сотрудничество с их родителями. В начале года мы провели мониторинг среди родителей, чтобы выявить их уровень знаний о том, как воспитывать у детей культуру здоровья, о проблемах опорно-двигательного аппарата, и их отношение к этому. Было проведено анкетирование, индивидуальные беседы, встреча с врачом клиники позвоночника и стопы на родительском собрании. В ходе анкетирования были выявлены некоторые недочеты в вопросах воспитания культуры здоровья, большинство родителей понимают необходимость воспитания у детей умения заботиться о своем здоровье, но испытывают трудности в том, как это делать; а знают, умеют и делают лишь несколько человек. Для этого проводятся онлайн - консультации, мастер-классы для родителей, например, "Как использовать нестандартное оборудование в домашних условиях", или «Здоровье опорно-двигательного аппарата». Каждый педагог старается просвещать и обучать родителей, привлекать их к участию в спортивных праздниках, физкультурных мероприятиях, объяснять основные принципы применения физических упражнений, привлекая их таким образом к активному участию в процессе оздоровления собственных детей.
Родителей, мотивированных значимостью и важностью данной работы, оказалось очень много – большая часть не только искренне заинтересованы в оздоровлении своих детей, но активно принимают участие во всех вопросах и мероприятиях по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Ведь в младшем возрасте сложно определить данные виды нарушений, если это только не патология или врожденные особенности детей. Осматривать детей на данный вид нарушений начинают только со старшего дошкольного возраста, а большей части выявленных проблем можно было бы избежать при помощи профилактических мер, направленных на укрепление мышечного корсета и свода стопы с младшего возраста. [3] Поэтому задача дошкольной организации – предотвратить появление нарушений опорно-двигательного аппарата у детей к старшему дошкольному возрасту.
Привычка к здоровому образу жизни, правильной ходьбе, осанке, культуре здоровья вырабатывается не за один день, поэтому продолжение целенаправленной работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе позволят со временем добиться успеха в таком важном деле, как оздоровление детей. [4]
Литература:
1. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 109 с.
2. Седловская И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников // Информация по физкультуре – 2012. - № 5 – 67-71 с.
3. Потапчук А. А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009
4. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.