Папки-передвижки

Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность»

Менглиева Лариса Владимировна
Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность»

Разработка учебного занятия

по окружающему миру в 3 классе

1. Образовательное учреждение: МОУ «Клепиковская средняя общеобразовательная школа №1»

2. Ф. И. О. учителя: Менглиева Лариса Владимировна

3. Тема учебного занятия : Экологическая безопасность

4. Тип: открытие нового знания

Публикация «Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе „Экологическая безопасность“» размещена в разделах

5. Цель: Формирование представления у обучающихся знаний об экологической безопасности как одном из видов безопасности человека.

6. Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

7. Прогнозируемые результаты:

Предметные:

в конце занятия обучающиеся знают :

• что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;

• как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;

• некоторые способы защиты от вредных веществ;

термины: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

Метапредметные:

• умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

• умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

• умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

• нравственно оценивают усвоенное содержание занятия;

8. Учебник : Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс.

9. УМК: Школа России.

10. Материал к занятию :

1) Демонстрационный: презентация к уроку,

2) Памятки:

I) Как защититься от загрязненного воздуха.

o Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

o Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

o Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

o Попроси взрослых не курить в квартире.

o Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

o Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

II) Как защититься от загрязненной воды.

o Нельзя купаться возле промышленных стоков.

o Пей только кипяченую воду.

o Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

III) Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

o Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.

o Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

o Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

3) Картинки: домик, телеграмма – раздаточный материал

Ход занятия:

Этап

занятия Цель

этапа Деятельность учителя Деятельность

обучающихся Формируемые УУД

Л – личностные

П – познавательные

Р – регулятивные

К - коммуникативные

1. Мотивация

к учебной деятельности. Подготовить учащихся к деятельности на личностном уровне.

Приветствует

Учащихся;

Создаёт условия

для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Лариса Владимировна

- Сядьте поудобнее, расслабьте щёки, губы, плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

- А теперь представьте, что вы- цветок, а ваши ладошки- бутоны. Откройте глазки…

(видеофрагмент) Наш цветочек медленно раскрывается …. и стал красивым цветком.

- Какое настроение вызывает у вас этот цветок?

- Давайте постараемся его сохранить на весь урок.

За этим цветком спрятался дядя Федор, он пришел к нам в гости.

К - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении

Л - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Р – волевая саморегуляция;

2. Актуализация

знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Готовность мышления и осознание потребности

к построению нового

способа действия.

– Ребята, недавно я услышала интересный разговор. (Слайд)

– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.

– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.

– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

Учитель:

– Ребята, а вы знаете, что такое экология?

– Давайте уточним у дяди Фёдора, он заглянул в словарь и вот что узнал:

(Слайд) «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука».

– Что же такое экология?

– Да, ребята, экология – это наука о доме, она изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.

Посмотрите на эти кадры (слайд + слайд, уютно жить в таком доме, безопасно?

– Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке». (Слайд)

«Экологическая безопасность»

Высказывают мнение

Отвечают:

Экология – это наука о доме

Формулируют тему.

- Высказывают мнение.

П - умение извлекать информацию

П – подведение под понятие

Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П - анализ, синтез, обобщение, аналогия;

3. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели

учебной деятельности,

выбор способа и средств её реализации. Чему мы научимся, что узнаем? (слайд)

Цель:

Продолжите предложения:

-Я узнаю на уроке….

-Я научусь ….

- узнать что такое экологическая безопасность

-научиться защищать себя от экологической опасности Р - целеполагание;

П - постановка и

формулирование

проблемы;

К - учебное

сотрудничество;

участвовать в работе пары, группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

4. Реализация построенного проекта.

Построение и

фиксация нового знания

– Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал своим фоторужьём. (Слайд)

– Посмотрите на них внимательно.

Все фотографии вам нравятся?

-Почему не нравятся?

– Ребята, на листах (Приложение 1, которые лежат перед вами, заклейте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей (Слайд)

– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит, вы справились с заданием верно. (Слайд)

– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайд)

(слайд)

На планете год от года

Человек вредит природе.

И не понял он, чудак,

Что природа – не пустяк!

Он привык всё покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь её не будет,

Всё живое он погубит!

– Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Можно ли при этом остаться здоровым?

– Ребята, а теперь давайте покажем Дяде Фёдору, почему человек может погибнуть и как загрязнённые вещества поступают в наш организм. Для этого составим для него наглядное письмо.

– У вас на партах лежат конверты. Откройте. (Слайд)

– Возьмите домик. Положите перед собой.

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны вписать нужные слова в домик. Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.

Вопрос первый: Что является источником загрязнения окружающей среды?

– Впишите слова на нижний ряд.

– Проверим. (Слайд)

Вопрос второй: Куда попадают вредные вещества?

– Впишите слова на средний ряд.

– Проверим. (Слайд)

Вопрос третий: Что образуют воздух, вода и почва вместе?

-Проверим.

Вопрос четвертый: Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?

– Впишите слова на верхний ряд.

– Проверим. (Слайд)

– Молодцы, ребята! Мы с вами составили наглядное письмо дяде Фёдору, обратите внимание, (слайд) загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».

– Вот это письмо я отправлю от всех нас дяде Фёдору. Согласны?

– Как вы видите, самое страшное, что человек (Слайд) сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

- Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

– Давайте поможем дяде Федору составить такие правила

- Для этого вы сидите по группам. Все вместе вы Экологическая служба. Одна группа будет составлять правила, которые помогут защитить себя от загрязненного воздуха. Это «Небесный патруль»

- Вторая группа составляет правила защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля»

- Третья группа будет «Врачами – экологами» и даст рекомендации, как защититься от загрязненных продуктов питания.

- Работаем следующим образом: в конвертах лежат картинки, ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме.

Представление полученного результата – продукта.

-Ребята, давайте рассмотрим результаты ваших работ. От каждой группы выступают по одному ученику, остальные уточняют и добавляют его ответ.

Итог: Работая в группах, каждая по своей теме, вы составили памятки экологической безопасности. Эту памятку вы можете вложить в своё портфолио. (раздать памятки)

-Как вы думаете, могут эти правила защитить дядю Федора? Давайте попробуем сформулировать определение: экологическая безопасность это …

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Игра «Правила поведения в природе».

– Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, Дядя Фёдор придумал для вас игру. (Слайд)

– Вы в игру сыграть готовы?

– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю?

Если сильно насорю

И убрать забуду?

Если мусор уберу,

Банку закопаю?

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!

– Молодцы, ребята! Посмотрите, как улыбаются дядя Федор, Матроскин и Шарик.

Рассматривают слайд

Не все фотографии нравятся, потому что грязно, много мусора

Демонстрируют свои ответы

Высказывают свое мнение

Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.

слушают

Нет

Работают в группах

Источником загрязнения окружающей среды являются : фабрики, транспорт, дома.

Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву

Всё это окружающая среда

Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек

Да

Работают в группах составляют правила безопасности

Дети выходят к доске, выбирают правильный ответ и прикрепляют его к доске. Учащиеся объясняют выбранные ими определения. (самопроверка, составленных памяток)

-Да

-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды

Плохо

Плохо

Хорошо

Хорошо

Плохо

Хорошо

П - анализ, синтез, обобщение, аналогия;

Р – познавательная инициатива;

Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

К- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Р –составление схем и последовательность действий

П- работа с информацией

К - учебное

сотрудничество;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

П - анализ, синтез, обобщение, аналогия;

Р – познавательная инициатива;

Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

5. Самостоятельная

работа

с самопроверкой

по эталону

Применение

нового знания в типовых заданиях.

– Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Профессор прислал телеграмму жителям Простоквашина с «Правилами экологической безопасности». А почтальон Печкин попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы (Слайд 18)

– У вас на партах лежат тексты с телеграммой. Возьмите их. Положите перед собой. (Слайд)

– А теперь, прочитайте текст и восстановите правила экологической безопасности, вставляя необходимые по смыслу слова. Для этого у вас есть слова-помогайки

– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.

–Проверьте выполненное задание по образцу на экране (Слайд) и оцените свою работу. Если всё правильно выполнено так, как на образце, можете поставить себе в телеграммы отметку «5».

Если допустили ошибки, дома обязательно повторите это в учебнике. Поднимите руки те, ето все правильно сделал.

– Молодцы, ребята, теперь и вы, и жители Простоквашино знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.

Читают

Самостоятельная работа

Проверка по образцу

К - учебное

сотрудничество;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

П – умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

П - умение структурировать знания

Р – самоконтроль, коррекция, самооценка;.

6. Рефлексия

деятельности Соотнесение

цели урока и его

результатов, самооценка работы на уроке,

осознание метода построения нового знания. - А теперь давайте вспомним цель урока. Для того, чтобы узнать достигли мы ее или нет продолжите предложения:

Я знаю….

Я умею….

Было трудно….

Я удивился….

Хочу похвалить….

-Я рада, что вы хорошо поработали и достигли цели урока, сумели преодолеть трудности.

Формулируют конечный результат своей работы, высказывают свои впечатления о занятии П - обобщение

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р – самооценка

Л - умение высказывать своё отношение к работе класса, товарищей; выражать свои эмоции;

Л - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

7. Итог урока Давайте подведем итоги урока. Оцените своё участие в уроке и работу по этим критериям.

Я знаю, что такое экологическая безопасность и сумею защитить себя

Я знаю о вреде загрязненной окружающей среды, но правила запомнил не все.

Я сегодня не смог все понять, но завтра повторю и научусь.

Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье Р – самооценка

Л - умение высказывать своё отношение к работе класса, товарищей; выражать свои эмоции;

Л - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру во втором классе «Дикие и домашние животные» Предмет: окружающий мир Класс: 2 класс Тип урока: урок изучения нового материала Цели: организовать деятельность учащихся по формированию.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Про кошек и собак» по УМК «Школа России» Окружающий мир. «Школа России» «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, 2 класс Тема: «Про кошек и собак» Составила: Шумилова Марина Николаевна учитель.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Презентация к уроку по окружающему миру в 4 классе «Волшебная восьмёрка. Наша кровь» Цель: знакомство со свойствами крови Задачи: -изучить состав крови; -понять, что наиболее важно для улучшения состава крови; -научить правильному.

Проект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему радуга разноцветная» ПРОЕКТ УРОКА на тему: «Почему радуга разноцветная?» (Окружающий мир 1 класс) Подготовил: учитель начальных классов Головина Татьяна.

Рабочая программа к УМК «Школа России» по окружающему миру в 1 классе ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка учебного занятия по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность»
Опубликовано: 15 января 2019 в 14:42
+137Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД