МААМ-картинки

Экологическая работа с детьми дошкольного возраста на цветнике и огороде

Светлана Александровна Александрова
Экологическая работа с детьми дошкольного возраста на цветнике и огороде

В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма, означающих: человек - особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.

Публикация «Экологическая работа с детьми дошкольного возраста на цветнике и огороде» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении с 2001года внедрена программа «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке (цветники и огород).

В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:

- наблюдение, циклы наблюдений,

- моделирование (календари природы)

- экологические занятия

- экскурсии, походы, маршруты в природу

- игровые обучающие ситуации (ИОС)

- различные игры экологического содержания

- труд в природе

- «Панорама добрых дел»

- экологический музей

- изготовление книг

- природоохранные акции

- экологические праздники и развлечения.

Проводим с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде. Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование осуществляем с помощью рисунков.

Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца, во всех возрастных группах 1 раз в неделю фиксируются (рисование на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Особенно интересной для детей является графическая модель, когда несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуацией. Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т. е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком создается как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам и растениям, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объём конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего, такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни. Например: за ростом и развитием лука, овса, рассадой овощных культур, цветочной рассадой в группе, овощами и цветами на огороде и цветнике.

Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Так же в работе воспитатели используют игровые обучающие ситуации (ИОС) : с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

Используются и другие виды игр. Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры:

-«Найди что покажу»

-«Найди что назову»

-«Угадай, что в руке»

-«Чудесный мешочек»

-«Угадай, что съел»

-«Найди, о чём расскажу»

-«Опиши, я угадаю»

-«Угадай растение по описанию»

-«Вершки и корешки»

-«Почтальон принес посылку»

-«Созрело - не созрело»

-«Съедобное - не съедобное»

-«Что сначала, что потом?»

-«Овощехранилище»

-Магазин «Овощи и фрукты»

-Магазин «Семена» и др.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке (огороде и цветнике, обогатить знания о том, что трудовыми действиями восполняется дефицит условий роста и развития растений, используем экологический подход к организации труда детей в природе.

Мы исходим из того, что труд в природе – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребёнка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния животных и растений, это - сочувствие и жалость, это желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд - это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.

В организации любого труда - совместного ли воспитателя и ребенка, коллективного ли на огороде и цветнике воспитатели четко выделяют три этапа:

1. наблюдение- осмотр объектов, выявления их состояния, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;

3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания растений.

В младших группах, когда преобладает совместная деятельность взрослого и ребенка, когда дети выполняют лишь отдельные поручения, воспитатель сам производит эту схему – демонстрирует начальный осмотр, определяет необходимые трудовые действия, выполняет их вместе с ребёнком, а затем они любуются результатом, радуются ему.

Для того чтобы побуждать в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о животных, и растениях каждый год в старших группах ведётся «Панораму добрых дел», которая функционирует и в летний период.

Традиционными формами экологического воспитания детей в нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?», Праздник цветов, Осенняя ярмарка. Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности, стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Учёная Ворона.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники. В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, с взрослыми.

Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Физкультурно-оздоровительная работа с детьми среднего дошкольного возраста.

Экологическая квест-игра «Зеленая планета» для детей дошкольного возраста Эко–квест игра «Зеленая планета» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №36 г. о. Кинешма Бондаренко Елена Вениаминовна Цель: Расширять.

Кружковая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира 2016–2017 г Цель работы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности»Презентация «Работа с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности жизнедеятельности» 2 слайд[i] Целью: моей работы является формирование и систематизация детей младшего дошкольного возраста по ознакомлению с основами безопасности.

Проект «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ» Первый этап: «Организационный» сентябрь 2013г. Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению.

Работа по физическому воспитанию летом с детьми раннего дошкольного возраста Летом вся жизнь детей, в том числе и занятия по физической культуре проходят на воздухе (на участке детского сада или за его пределами).

Экологическая игра детей младшего дошкольного возраста «Кто спит зимой» Цель: формирование представлений у детей младшего возраста изменениях, происходящих в живой природе (на примере диких животных) Задачи:.

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста. В одной очень маленькой стране, которую даже на карте не найти, настолько она маленькая, жили – были веселые и очень дружные цветочки-лепесточки.

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста Экологическая викторина, для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая работа с детьми дошкольного возраста на цветнике и огороде
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 11:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД