Получи документы

Экологический проект «Будь природе другом!»

Светлана Гнилицкая
Экологический проект «Будь природе другом!»

Тема: «Будь природе другом.

Тип проекта : экологический, познавательно – исследовательский, групповой.

Участники проекта : дети старшей группы.

Срок реализации проекта : краткосрочный (01.03.2023 – 15.03.2023).

Актуальность:

Проблема: почему необходимо беречь и любить живую природу?

Публикация «Экологический проект „Будь природе другом!“» размещена в разделах

Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к растениям и животным.

Задачи:

Прививать любовь к родной природе, формировать бережное к ней

отношение;

Расширять кругозор о достопримечательностях и экологии родного

края.

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить

экологические запреты. Учить работать в команде

Форма проведения итогового мероприятия проекта :

Ожидаемые результаты проекта :

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА :

1 этап – подготовительный

- Составление плана по реализации проекта.

- Создание необходимых условий для реализации проекта :

- Подготовка предметно – развивающей среды, экологических игр и атрибутов к ним.

- Подготовка информационного материала для родителей по данной теме.

- Подбор иллюстраций по теме проекта. (Приложение 1)

- Подборка аудиозаписей с голосами животных и птиц и звуками природы.

- Подборка художественной литературы для чтения, пересказывания и заучивания. (Приложение 2)

- Знакомство с паспортом комнатных растений группы. (Приложение 3)

- Наблюдение за погодными явлениями: ветер, дождь и их влиянии на состояние деревьев, наблюдение за птицами и насекомыми на участке детского сада.

2 этап - основной

- Разработка (планирование) проекта.

- Проведение познавательных занятий и бесед. (Приложение 4)

- Посадка огорода на окне. Ведение календаря наблюдений. (Приложение 5)

3 этап – заключительный

- Подведение итогов.

- Создание и презентация Красной книги.

- Создание и презентация коллажа «Будь природе другом».

Содержание проекта (основной этап деятельности)

- Оформление папки наблюдений на прогулке, картотека «Опыты».

- Подборка дидактических и настольно – печатных игр: «Гуси – лебеди», «Совушка», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Охотники и зайцы», «Раз, два, три, к дереву беги», «Ходят капельки по кругу», «Помощники садовода», «Четвертый лишний», «Природа – не природа», «Наши друзья», «Кто в домике живет?», «Собери картинку», «Ботаническое лото», «Угадай по описанию», «Кто что ест?», «Так бывает или нет?», «Какое время года?», «Узнай, чей лист?», «Что сажают в огороде?».

- Отгадывание загадок о растениях и животных; чтение пословиц и поговорок о природе.

- Проведение бесед по темам: «Что такое природа, «Воспитание любви к природе», «Красная книга России», «Как нужно вести себя в лесу».

- Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе). Коллаж «Будь природе другом».

Работа с родителями:

- Оформление консультации для родителей: «Природа и ребенок»

- Рекомендовать экскурсию в хлебный магазин.

Заключительный этап

- Подведение итогов.

- Создание и презентация Красной книги.

- Создание и презентация коллажа «Будь природе другом». (Приложение 6)

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005.

10. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг

11. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва :Педагогическое общество России, 2000г.

12. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.

13. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.

14. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.

15. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.

16. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

17. Гризик Т. И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет. : метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.

17. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

18. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.

2. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.

3. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

4. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.

5. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

6. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

7. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

8. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2002г.

9. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2002г.

Приложение 1

иллюстрации по теме проекта

Приложение 2

1. Юрий Дмитриев "Большая книга леса", "Книга природы", "Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес"

2. Игорь Акимушкин "Причуды природы"

3. Юрий Дмитриев "Зеленый патруль".

4. Игорь Акимушкин "Трагедия диких животных".

5. Евгения Русинова "ЭКОагенты Лёша и коты спасают планету".

6. М. Привишин рассказы

Стихотворения

Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

(Л. Фадеева)

Живой Букварь

Нас в любое время года

Учит мудрая природа :

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

(В. Орлов)

Не надо мусорить в лесу!

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен!

(М. Крюков)

Лес – наш друг!

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!

Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств,

На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.

А поэтому, друзья,

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

(Н. Филимоненко)

Пришла беда

Под высокою сосной,

Защищая лес родной,

Муравейник жил без бед

Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:

Ни потоп, ни холода,

Ни лесной пожар, ни свалка.

А пришёл. Кирюша с палкой.

(А. Сметанин)

Климова Е. В.

Красная книга.

Красную книгу я открываю,

Отчего же Красной её называют?

Красный – значит опасность и боль,

Красный цвет кричит нам о том,

Что виды живые умирают кругом.

И листаю красной книги страницу,

Я вижу на ней прекрасную птицу,

В природе уже её не найду :

Вымер их вид в прошедшем году.

Отчего же случилось такое?

Ведь для меня и для вас это горе!

Охота на птиц истребила их вид.

Сердце у вас за них не болит?

А вот обитатель морей синий кит.

И вымирает его грозный вид.

Книга Красная говорит:

Очистите море вы поскорей,

И грязь, Человек, ты в воду не лей!

И станут зелёными книги листы,

И станут счастливее дети страны,

И станет природа богаче и краше.

Красную Книгу читайте все чаще.

Приложение 3

Паспорт комнатных растений

в старшей группе

БАЛЬЗАМИН

Родина: Восточная Индия. Существует около 600 видов. В народе называют недотрогой или Ванькой мокрым. Чтобы растение зимой цвело, температура не меньше 15 С. Летом часто поливают, зимой уменьшают полив. Опрыскивать осторожно, не попадая на цветки. Пересаживают в любое время года.

ФИКУС

Родина: тропические районы Азии и Африки. Существует более 2000 видов растения. Растение не прихотливое. Фикус светолюбивое растение. Поливают фикус 1-2 раза в неделю. Летом растение ежедневно опрыскивают. Пересаживают растение сначала ежегодно в марте. Потом 1 раз в 3-4 года.

Создавая «чистый воздух», фикус способствует повышению работоспособности, преодолению стрессов, нормализации сна.

КОЛЕУС

Родина: тропические районы Азии и остров Ява. Существует около 150 видов. Очень теплолюбивое растение. Колеус светолюбивое растение. Летом поливают через день. Зимой поливают реже. В жаркие дни ежедневно опрыскивать. Растение пересаживают ежегодно весной. летучие выделения колеусов, обладая фитонцидной активностью, создают вокруг «чистый воздух», способствуют повышению работоспособности и преодолению стрессов.

НЕФРОЛЕПИС

(Папоротник)

Нефролепис теплолюбивое растение. Растение предпочитает яркий рассеянный свет, необходимо защищать от прямых солнечных лучей. Растению требуется обильный полив. Важно ежедневно опрыскивать. Пересаживают по мере роста - 1 раз в 2 года. У людей, находящихся в атмосфере летучих выделений нефролеписа, повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышается работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам.

ХЛОРОФИТУМ

Родина: субтропики Европы и тропики Африки. Насчитывается около 220 видов. Растет как в тени, так и на солнце, но нужно прикрывать от прямых солнечных лучей. Полив умеренный – 2-3 раза в неделю. Летом обязательно опрыскивать. Пересаживать ежегодно, в основном использовать перевалку в горшок большего размера.

БЕГОНИЯ РЕКС

Бегония родом из тропических и субтропических лесов и горных районов Южной Америки, Азии и Африки. Чего бегонии не любят, так это нарушения их покоя. Поэтому постарайтесь их не переставлять с места на место и не задевать лишний раз. Бегония – теплолюбивое растение. Бегонии очень не любят переувлажненной почвы, поэтому поливать их нужно, когда верхний слой земли просохнет на 1-2 см. Бегонии не терпят опрыскивания - из-за него на их листьях появляются коричневые пятна! Пересаживать бегонии рекомендуется один раз в два года, когда горшок станет уже тесноват для них.

ЗЕФИРАНТЕС

Его родиной считается Америка Южная и Центральная. Род насчитывает более 35 видов. Цветок чрезвычайно светолюбив. Растение необходимо регулярно поливать и опрыскивать. Осенью нужно сократить полив. В конце зимы пересаживают и начинают обильно поливать. Размножается зефирантес в домашних условиях детками-луковичками, которые заполняют очень быстро весь горшок.

ДЕКАБРИСТ

Зигокактус, также называемый «декабристом» и «рождественским кактусом» – растение, характерное для юго-восточной части Бразилии. Декабрист не любит ни чрезмерный полив, ни высушивание грунта. Летом растение необходимо поливать регулярно, а зимой – умеренно. Время для пересадки этого растения, которую необходимо делать 1 раз в три или четыре года – март-апрель. Размножать его можно черенками, которые в воде легко начинают пускать корни. Зигокактусу не рекомендуется находиться на подоконнике с прямыми и яркими солнечными лучами.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

Родина: тропические и умеренные районы Америки. Свет: яркий рассеянный. Может переносить и прямые солнечные лучи (в ограниченном количестве). Полив: обильный, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата, весной и летом. Осенью и зимой полив умеренный. Влажность воздуха: не играет существенной роли. В летнее время рекомендуется опрыскивать.

Пересадка: молодые растения раз в год, взрослые через 2-3 года, весной, совмещая с обрезкой длинных побегов. Размножение: семенами, черенками либо делением куста.

ГИМЕНОКАЛЛИС ПАНКРАЦИУМ БЕЛЫЙ

Родиной является Южная Америка. Всего в природе есть около пятидесяти видов, многие из которых являются комнатными растениями.

Поливать Гименокаллис в период вегетации обильно и умеренно в период покоя. Когда мало влаги, листья становятся вялыми, а переизбыток влаги для него губителен. Гименокаллис светолюбив. Пересаживают Гименокаллис примерно раз в три – четыре года, причем только в период покоя.

АЛОЭ

Алоэ готов переносить любые невзгоды и лишения – летом жару, зимой холод, тень и солнцепек, долгое отсутствие воды и бедную каменистую почву. При этом замечательный целитель, лечит все – от пореза до чахотки. На самом деле столетник, он же алоэ древовидное, наиболее популярный у нас вид, отказывается цвести исключительно по причине недостатка тепла и света. На родине (в пустынях Южной Африки, на Капской земле) из каждого пучка толстых закрученных и колючих листьев ежегодно вырастает довольно крупный цветонос с кистью или колосом ярких оранжевых или желто-красных, реже белых трубчатых цветков.

ПЕЛАРГОНИЯ ЗОНАЛЬНАЯ

Свое название вид получил за особенность окраски листьев. «Зона» – это широкая или узкая кайма или пятно в центречерный оттенок. Стебли сочные, одревесневающие у основания, а листья округлые или сердцевидные. Лучшей почвой для них будет та, которая состоит из равных частей дерновой (или компостной) земли, перегноя, торфа и песка. Многие сорта обладают фитонцидными свойствами, поэтому они могут быть очень полезны в домах, где есть дети.

САНСЕВИЕРИЯ

Родина сансевиер – тропические районы Африки и Азии. Сансевиеры – корневищные растения с розеткой прямостоячих декоративных мясистых листьев. За форму и расцветку в народе их называют "щучий хвост", "тещин язык", "змеиная кожа" и даже "африканская конопля". Полив умеренный — только тогда, когда земля полностью просохла. Используют почвенную смесь из дерновой и листовой земли, перегноя, торфа и песка ( 1: 1: 1: 1:1). Сансевиерия улучшает воздушную среду обитания человека, оптимизирует биологические функции организма.

Приложение 4

Темы познавательных бесед и занятий

• Люди — друзья природы.

• Жалеть нужно уметь.

• Удивительное вокруг.

Лес: любить, беречь и не бояться.

• Поведение в лесу.

• Тайны растений.

• Птицы и звери зимой.

• Аптека на лугу.

• Есть ли домики у зверят?

• Как мы можем помочь природе?

• Все живое под нашей защитой.

• Что такое Красная книга?

• Насекомые — часть природы.

• Мусор — болезнь планеты.

• Не загрязняй природу!

• Доброте нужно учиться.

• Наш дом — природа.

• Наши помощники — птицы.

Огонь: друг или враг?

Приложение 5

Приложение 6

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра экологической направленности «Будь природе другом!»Авторская дидактическая игра экологической направленности «Будь природе другом!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня мне хочется представить Вашему вниманию дидактическую игру экологической.

Детско-родительский экологический проект «К природе прикоснуться можно только сердцем»Детско-родительский экологический проект «К природе прикоснуться можно только сердцем» Тип проекта: исследовательский, познавательно-речевой. Вид проекта: детско-родительский Направление деятельности проекта: экология Участники.

Фотоотчет о проведении тематической недели «Будь природе другом» в старшей группеФотоотчет о проведении тематической недели «Будь природе другом» в старшей группе 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. В канун этого дня у нас в группе прошла тематическая неделя «Будь природе другом».

Конспект НОД «Природе будь другом»Конспект НОД «Природе будь другом» Цель. Расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Методическая разработка интегрированной деятельности по экологии в ДОУ в форме КВН «Будь природе другом» Экологический КВН "Будь природе другом" (для детей подготовительной к школе группы и их родителей) Автор : Постникова Людмила Владимировна.

Проект «Будь здоров!» для старшего дошкольного возраста ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта: Будь здоров! Основные разработчики: Коровина Татьяна Анатольевна Актуальность проекта В старшем.

Проект «Будь здоров, малыш» для средней группы Проект «Будь здоров малыш» для средней группы Вид проекта: информационно-практический Срок реализации проекта: ноябрь-январь Состав проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Будь природе другом!»
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 10:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД