Экологическое воспитание дошкольников

Венера Искандарова 28 апрель 1975г.
Экологическое воспитание дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №10»

Экологическое воспитание дошкольников

Искандарова В. В.

Природа-это уникальная книга.

Её тираж - один экземпляр.

Только один!

И поэтому, читая её,

Нужно беречь каждую страницу!

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду.

Перед педагогами нашего дошкольного общеобразовательного учреждения Арский детский сад №10 стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе.

Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.

За последние 4 года, коллективом и экологами детского сада создана целостная система экологического воспитания, через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач:

- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

- Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеrpации экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными. словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;

знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края;

знакомство с татарской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.

Программой детского сада определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны занятия, наблюдения на природе: по городу, в парк, к памятнику Победы. В музыкальном зале проводятся тематические выставки: "Игрушек, поделок, картин" - сделанных руками родителей, бабушек, дедушек, и работ местных художников школы и города, передвижные выставки музея и другие. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологических праздников, развлечений.

Мною проработана природоохранная публикация «Зимушка зима!», «Наблюдение за ромашкой», проект «Красная Шапочка рассказывает о птицах!», представлены в республиканских конкурсах «ЭКОлидер» и «Человек и природа». Дошколята и их родители проявили инициативу и активность в посадке молодых деревьев на территории детского сада, в выращивании рассады для цветников. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада.

Все занятия начинаются с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь, формируются графические навыки.

• Для проведения занятий мною был изготовлен в достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал. Подборка книг, картинок, художественного материала, игрушек, игр, природного материала к своим занятиям и занятиям педагогов детского сада.

• Подборка материалов для сезонных папок, для уголков природы.

• Систематизировала картинный материал по ознакомлению с окружающим миром в папки копилки - учитывая природные зоны, места проживания животных, произрастания растений и человека, всего, что его окружает.

• Создание условий для проведения прогулок, экскурсий, выставок, консультаций, собраний, праздников и развлечений.

Как показывает опыт, такой способ работы с детьми даёт очень хорошие результаты в усвоении основных разделов экологии для малышей.

В каждом занятии предусматриваю обязательно время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание каждой пятиминутки в каждом случае определяю самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз или упражнение на релаксацию.

В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задают вопросы: Что нового вы сегодня узнали на занятии?. Чему вы сегодня научились? и т. п. Определяясь в форме проведения занятия, я ориентировалась на то, что наши дети не только очень любознательны, но подвижны, их внимание еще недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, компьютерного сопровождения. Это и настольные и словесные игры, о временах года, природных явлениях и многое другое.

Работа в направлении умственного развития постоянно дифференцируется и усложняется. Если целью начального этапа работы по формированию экологических навыков у детей - являлось умение разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная и изобретательная работа с ним по формированию любознательности, наблюдательности. В итоге кропотливой работы дети начинают спрашивать, интересоваться окружающим, задавать вопросы.

Перспективным направлением совершенствования процесса воспитательно-развивающего обучения детей средне-старшего дошкольного возраста на мой взгляд, является использование наглядного моделирования. Мои наблюдения подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

В течение года я постоянно обновляю и пополняю свою творческую лабораторию новыми методическими пособиями, готовлю различные дидактические игры для знакомства детей с окружающим миром, много печатных пособий по закреплению у детей названия животных и растений (оформлены в папки копилки, гербарии, наборы игрушек и картинок) а также для развития внимания, памяти и мышления.

Мною проводятся индивидуальные групповые и печатные консультации для родителей. Разъясняется необходимость регулярных занятий, показываю приёмы работы с детьми. Ежемесячно (2 раза в месяц) вывешиваю информационные тематические циклы, позволяющие нацелить родителей на необходимую предварительную работу, помогающую познакомить ребёнка с той или иной окружающей обстановкой в домашних условиях, даю подборку материала в папках - раскладушках по теме для повторения и закрепления с ребёнком в усвоенных в детском саду знаний.

Мною определен день консультаций для педагогов и родителей по интересующим их темам. Регулярно обновляю выставки для родителей, где размещаю информацию о роли экологического воспитания. Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники.

Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда детского сада, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 20:38
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Страничка-лоскуток в книгу сказок Татьяны Кирюшатовой
Продолжается работа по созданию чудесной лоскутной книги сказок о ремеслах автора Татьяны Кирюшатовой. Меня эта замечательная идея захватила полностью. Может...
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку.
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку. Наша экскурсия была посвящена творчеству Корнея Ивановича Чуковского. Встречал нас - добрый доктор Айболит! А за...
«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины — инсталляции
В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии» . Зрителям были представлены копии картин известных...
Мастер-класс «Большое пасхальное яйцо»
Приближается Светлая Пасха – мой самый любимый праздник с раннего детства. Обожаю придумывать и делать сувенирные пасхальные яйца для себя, для родных и...
Весенний конкурс «А ну-ка, бабушки!» совместное мероприятие взрослых и детей средней...
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив. как единое целое, как большую семью,...