Галина Веселова
Экологическое воспитание дошкольников как составная часть нравственного воспитания
Экологическое воспитание дошкольников – ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников как составная часть нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли детей дошкольного возраста, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции детей – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
Цели:
Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязи всего живого и неживого в природе;
Формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными;
Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Экологическое воспитание детей в детском саду реализуется через пять направлений: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
1. Нравственное воспитание (воспитание гуманного отношения к природе);
2. Интеллектуальное развитие (формирование экологических знаний и представлений, развитие экологической эрудиции, мышления);
3. Развитие речи (обогащение и активизация словаря детей);
4. Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею);
5. Трудовое воспитание (участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными);
Формы работы.
1. Экскурсии на природу;
2. Дидактические, подвижные сюжетно-ролевые игры;
3. Трудовая деятельность в уголке природы или в саду;
4. Музыкальные и спортивные развлечения;
5. Опытная деятельность;
6. Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок;
7. Познавательные занятия;
8. Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых.
Социальное значение.
Своевременно закладываются основы экологической культуры в личности ребенка. К этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения, работники дошкольных образовательных учреждений и родители детей, что имеет значение для всеобщего приобщения к улучшению экологии вокруг.