Экологическое воспитание дошкольников. Викторина «Знатоки природы» для детей старшей группы

Любовь Соболева
Экологическое воспитание дошкольников. Викторина «Знатоки природы» для детей старшей группы

Викторина «Знатоки природы"

Цель: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Ход викторины

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину «Знатоки природы». За каждый правильный ответ вы будите получать карточку с изображением ягодку (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии – «Времена года»

Воспитатель: О каких временах года идет речь.

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня (Зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!»- приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (Лето).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И елочек. Я (Осень).

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня (Весна).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: А вы знаете, как называются 3 месяца весны?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Молодцы, ребята, времена года вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их и отправимся дальше.

2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»

Воспитатель: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

— Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

— Как надо относиться к лесным обитателям?

— Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

— Какую пользу приносит лес людям?

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья-звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен)

Не береза, не сосна

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит

Вся листва на ней дрожит. (Осина)

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна – потечёт слеза. (Берёза)

Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди, среди ветвей

Сколько спеет желудей. (Дуб)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красные кораллы надела. (Рябина)

Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«Четвёртый лишний».

Найти лишнее слово и объяснить:

• Волк, лиса, собака, заяц.

• Корова, медведь, коза, лошадь.

• Сосна, берёза, лиса, ель.

• Воробей, синица, комар, грач.

• Ласточка, кукушка, тополь, снегирь.

3 остановка - «В гостях у птиц»

Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка):

«Угадай, чей голосок?»

Назвать птицу и сказать зимующая или перелётная.

• Кар-кар (ворона, зим.)

• Чик-чирик (воробей, зим.)

• Крра-крра (грач, пер.)

• Ку-ку (кукушка, пер.)

• Синь-синь (синица, зим.)

• Га-га (гусь, пер.)

Вопросы викторины:

— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

Всё вертится, суетится,

Её на месте не сидится

Это бойкая (Синица)

Угадайте, что за птица,

Света яркого боится,

Клюв – крючком, глаза - пятачком

Ушастая голова, это (Сова)

Физкультминутка.

Лебеди летят, крыльями машут.

Нагнулись над водой, кивают головой.

Важно и гордо умеют держаться.

Плавно, бесшумно на воду садятся.

Воспитатель: Ребята, вы - молодцы, узнали птиц по голосу, за правильные ответы полученные ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

4 остановка - «Звериное царство»

Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал.

От лисички убежал? (Заяц)

На спине его иголки,

Удивительно как колки,

Их руками не возьмёшь,

Потому что это(Ёж)

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь,

Кто же я, скажи?. (Медведь)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

Стройный, быстрый, рога ветвисты

Пасётся весь день, кто это?. (Олень)

Разбойник он серый, нет ему веры.

Всё клыками щёлк, кто же это?. (Волк)

Юркий, маленький зверёк,

По деревьям прыг да скок (Белка)

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

— Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

— Что такое «Красная книга»?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, кем был?»

Игра с мячом «Кто, кем был?»

(Вспоминают детенышей животных) .

Слон – слоненком, лиса – лисенком, волк – волчонком, медведь- медвежонком, белка – бельчонком, еж- ежонком, собака – щенком, тигр – тигренком, мышь- мышонком, корова – жеребенком и т. д…

5 остановка - «Что нельзя делать в лесу?»

Воспитатель: Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

«Соблюдайте правила!»

Чтобы не навредить лесным жителям, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Выберите карточку и расскажите правило.

Мы сегодня говорили о пользе леса, о его обитателях и растениях, о том, что лес- наше богатство, его надо беречь.

Воспитатель читает стихотворение «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки-

Убегут с лесной опушки.

Ветки тоже не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять…

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают.

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги. (Подсчет ягод-очков).

Воспитатель: Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, а вы слушайте внимательно:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Публикации по теме:

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Викторина «Природа вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста Цели: - Расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, о правилах поведения в лесу; - Совершенствовать.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Викторина «Знатоки природы» для детей старшей группы
Опубликовано: 14 сентября 2013 в 17:55
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...