Лучший педагог года

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики

Валентина Щербина
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики

Возраст детей:

старший дошкольный

Задачи:

Способствовать формированию основ экологического самосознания. Формировать понимание ответственности человека за сохранение живой природы, развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от симпатии и антипатии.

Публикация «Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики» размещена в разделах

Образовательные:

Формировать грамматически правильную речь,вызвать интерес к занятиям по экологии и ТРИЗ, рассказать о взаимосвязи всего в природе. Продолжать формировать качества творческой личности на понятийной основе, формировать навыки творческой исследовательской работы.

Развивающие:

Развивать логику мышления, системность, воображение

Развивать коммуникативные умения, познавательную активность

Развивать эстетические чувства

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к живому

Развивать командный дух, умение слушать своих друзей, действовать согласованно.

Предварительная работа:

Беседы о животных, рассматривание иллюстраций, чтение детской энциклопедии

Методы и приемы:

наглядный, словесный, художественное слово, методы и приемы ТРИЗ (схемы — алгоритмы)

наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

игры: - на познание и классификацию, на развитие чувственного восприятия, на самосознание, на развитие ситуации через сужение поля поиска.

системный анализ.

Оборудование:

аудиозапись, картинки с изображениями.

Ход образовательной деятельности:

Дети в игровом уголке, воспитатель готовит оборудование, включается аудиозапись: Внимание, внимание! Академия биологических наук открывает научно-исследовательскую лабораторию. Для работы требуются сетевые операторы, владеющие знаниями теории решения изобретательских задач. Приглашаются все желающие. Звонить по телефону – 8800 1001000

Воспитатель: - Очень интересное объявление. Я думаю, что нам это подходит. Но сначала, я хочу спросить у вас, что значит быть сетевым оператором и что такое теория изобретательских задач?

(ответы детей)

Воспитатель: - Я согласна с вашим мнением. Итак, мы звоним и записываемся в члены научно-исследовательской лаборатории.

(проводится имитация звонка)

Воспитатель: - Алло, здравствуйте, мы прослушали, ваше объявление, и хотели ли бы записаться в вашу научно-исследовательскую лабораторию, мы хотим стать учеными. Что нам нужно сделать? Пройти собеседование? Да, хорошо. Свои результаты мы пришлем вам по электронной почте.

Воспитатель: - Ребята, нам нужно пройти собеседование, т. е. выполнить задания, которые нам пришлют по почте.

(входит младший воспитатель и приносит большой конверт, говорит, что его передали для нашей группы)

Воспитатель: - А вот и задания пришли, вы готовы пройти собеседование? (да)

- Открываем конверт и начинаем работать.

1 задание –

Люди вспахали поле и посеяли пшеницу, зерна пшеницы стали прорастать. Прошел дождь, поле зазеленело, и из земли выползли черви. Вот однажды люди вышли в поле, посмотреть на всходы, а на поле птиц видимо невидимо! Испугался человек и прогнал птиц с поля.

Проблемная ситуация: Как вы думаете, что делали птицы на поле?

Правильно ли поступил человек? (Ответы детей).

Воспитатель: Да ребята всё в природе взаимосвязано. В этой ситуации как мы с вами выяснили, человек поступил правильно – он оберегает всходы пшеницы.

(на мольберте выстраивается логическая цепочка - карточки с рисунками: поле, черви, дождь, птицы)

2 задание –

А ещё сады там были с яблоками наливными да грушами медовыми!

Пришли люди урожай в сад собирать, а там гусениц столько, что даже листочков на деревьях почти не осталось. Загрустили люди, задумались, что делать им в этой ситуации? Кого на помощь звать ведь урожай пропасть может.

Как вы думаете ребята? (Ответы детей).

(на мольберте выставляется новая логическая цепочка: карточки с изображением: гусеницы, птицы, урожай).

3 задание - Но только эту беду обошли, как другая появилась. Стал урожай в садах и полях сохнуть и вянуть. И снова задумался человек, как эту ситуацию исправлять?

Давайте вместе поможем урожай спасти! Что для этого сделать надо?

(на мольберте выставляется новая логическая цепочка: карточки с изображением: дождь, пар, поднимающийся от земли, облака, дождь, поливалка)

(Карточки с изображением круговорота воды в природе).

Физминутка: (на экране открываются картинки с изображением деятельности людей на поле, в саду, огороде, и т. д.)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года, и посмотреть, чем заняты люди в разных временах года!

Вы согласны? Тогда смотрите внимательно на экран.

(Дети под музыку имитируют движения той или иной деятельности в соответствии с изображением на экране.)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие (ответы детей)

- А теперь, мы продолжаем выполнять задания по собеседованию.

4 задание –

Назвать разные формы состояния воды – работа с карточками, составление логической цепочки: жидкое состояние, пар, лед, снег

Отобразить с помощью технологии ТРИЗ – «маленькие человечки», свойства каждого состояния воды – игра «Цепи»

5 задание - "Овощи-фрукты"

Материал. Карточки с изображением

овощей и фруктов.

Задания.

1. Обыгрывание наглядного материала.

Разложи карточки на две группы. По какому признаку ты это сделал?

Раздели карточки по цвету (величине, форме).

Найди все карточки с овощами и фруктами, которые ты когда-либо пробовал. Расскажи, какие они на вкус.

Разложи карточки на три группы: что едят только сырым; сырым и вареным; только вареным?

Разложи овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому (от самого светлого к самому темному; от самого мягкого к самому твердому; от самого тобой любимого к самому нелюбимому).

2. Варианты сужения поля поиска.

Работа с признаками, которые упорядочены.

Это яблоко? (Выбор центрального объекта, деление ряда на две части.)

Этот фрукт (овощ) слаще (кислее, чем яблоко?

Аналогично строится работа на основе другого признака:

Этот фрукт (овощ) тверже, чем. ?

Работа с признаками, которые не упорядочиваются.

Это фрукт?

Этот фрукт едят сырым?

Его кладут в компот?

Он растет в наших садах?

Мы когда-нибудь ели его на полдник?

6 задание - "Животный мир"

Материал. Карточки с изображением: черви, птицы, грызуны – мыши, кошки

Задания.

1. Обыгрывание наглядного материала.

Животным, изображенным на карточках,

дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты еще о нем знаешь?

Игра “Кто больше. ". Подобрать слова, относящиеся к характеристике каждого животного.

Игра "Летает – не летает". Ведущий раздает детям карточки разных животных, называет животного, у кого карточка с этим животным, поднимет ее, все произносят: летает – не летает

Игра "Построй ряд". Дети выкладывают карточки в ряд по заданному воспитателем признаку, например от самого крупного до самого мелкого животного; от самого опасного до самого безопасного для человека и т. д.

2. Варианты сужения поля поиска.

Работа с признаками, которые упорядочены.

От самого опасного для человека животного до самого безопасного.

От самого крупного до самого мелкого.

От самого пушистого до самого гладкого.

От самого смелого до самого пугливого. Работа с признаками; которые не упорядочиваются, - игра в рамках биологической классификации (можно использовать схему - см. приложение).

Это домашнее животное?

Это хищник?

Это млекопитающее?

Это животное гладкошерстное?

Это животное опаснее для человека, чем. ?

Воспитатель: Ребята что сегодня мы выяснили, проходя собеседование? Дети: - Как всё, что нас окружает связано между собой!

- Давайте вспомним, если бы человек не прогнал птиц, что бы было? (ответы детей).

А как спасли урожай фруктов в саду? (ответы детей).

Как помогли не засохнуть урожаю? (ответы детей).

Всё в природе взаимосвязано: одно без другого не бывает! А теперь я предлагаю вам угоститься фруктами, которые мы с вами спасли.

- Сегодня мы с вами были сетевыми операторами, мы выполнили успешно все задания, сейчас я их отправлю по электронной почте, и мы будем ждать ответа от Академии биологических наук.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-духовных качеств у младших школьников средствами народной педагогики на логопедических занятиях Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Поэтому должно обеспечивать формирование личностного отношения.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Понятия - духовность, нравственность, музейная педагогика. Основные этапы развития. 2. Задачи музейной педагогики.

«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Современное общество предъяляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Слайд 1 Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики Слайд 2 Проблема духовно-нравственного воспитания.

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Консультация для родителей «Развитие творческого, логического мышления и воображения средствами музейной педагогики» Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Культурно — экологическое образование старших дошкольников средствами фольклора Актуальность проекта: - обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии творческой личности ребенка дошкольного.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогикиНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики Музейная педагогика сегодня знакома всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают.

Экологическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы теряют плодородие почвы, обедняются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики
Опубликовано: 31 октября 2017 в 12:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД