МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности

Кравченко Лариса
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности. Слайд 1

Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно- исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в форму поисковой деятельности.

Публикация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» размещена в разделах

Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова, Н. Е. Веракса и другие известные ученые. По мнению Н. А. Рыжовой, ребенок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомится с природой в процессе экспериментирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений. Позиция Рыжовой основана на мнении Н. Н. Поддьякова, который считает экспериментирование истинно детской деятельностью. Следует заметить, что дети экспериментируют вместе с педагогом с большим удовольствием. Они с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, формируют познавательный интерес через исследовательскую деятельность. Детские эксперименты- это один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ-это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.

Слайд 2

1. Живая природа, их приспособленность к окружающей среде.

2. Неживая природа; воздух, почва, вода, звуки и т. д.

3. Человек, функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

4. Мы и Космос: планета Земля и ее богатства, природа Космос.

Слайд 3

Для решения критериев, поставила перед собой ряд задач. Слайд 4

• Накопить познавательный опыт.

Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента : ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.

• Поддерживать инициативу, самостоятельность.

Актуальность проекта

Актуальность моего проекта заключается в том, что экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Слайд 5

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем он больше знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творчество, исследовательская деятельность».

Лев Семенович Выготский

1. Как развить поисковую активность и познавательную мотивацию дошкольников? На мой взгляд, более эффективно они развиваются, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения и созданы условия для реализации проекта. Слайд 6

Цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе с дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать научно - методической литературу по теме проекта.

2. Создать социально – педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.

3. Привлечь родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.

4. Развить интеллектуальные эмоции детей: создать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.

5. Выявить результативности работы с детьми, создать перспективности по теме проекта.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

В нашем детском саду созданы небольшие участки для наблюдения и экспериментирования : в группе создала исследовательскую лабораторию где дети проводили простые и более сложные опыты. слайд 7

Оборудование необходимое для создания лаборатории. Слайд 8

Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте;

слайд 9

Мы проводили опыты с песком слайд, с магнитом слайд, воздухом, водой,

снегом, огнем.

Слайды 10-15

Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того чтобы они смогли решить поставленную воспитателем проблему или выявить ее самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях природы. Эту информация отбирается педагогом и адаптируется к возрасту воспитанников. Перед проведением опыта мы читаем с детьми познавательную литературу, просматриваем видеофильмы, беседуем. Наблюдаем за природными явлениями и изменениями, объектами живой и неживой природы, ходим на экскурсии, рассматриваем коллекции.

Каждую весну на нашем подоконнике расцветает чудо – огород. На нашем огороде дети совместно с воспитателями выращивают растения и ухаживают за ними. Проращивали семена фасоли, гороха, кабачка, подсолнечника. Слайд 16-17-18

На протяжении всего времени мы ведем наблюдения за растениями, проводим опыты и делаем зарисовки.

На участке: смастерили «Муравейник» в виде холмика из веток, хвои и травы.

Слайд 19

Поселили в него изготовленных из бросового материала муравьев. В ходе экскурсионно-практического занятия «Муравьи –санитары леса» находили с детьми места обитания муравьев и вели наблюдения за ними, с большим интересом рассматривали муравьиные дорожки, ходы, процесс перетаскивания пищи и травинок. Читали стихи, сказки и рассказы о муравьях. Дети встречались с тетушкой Совой, рассказывали ей, что они узнали о муравьях.

Слайд 20

Наблюдали за жизнью паука, которого дети прозвали Ткач и лягушкой Лизой. Все наблюдения дети зарисовывают в «Дневнике наблюдений».

Родители смастерили нам «Птичью столовую» куда приходят дошкольники всех возрастных групп детского сада.

слайд 21

Наблюдают за повадками птиц, приносят им хлебные крошки и семечки.

1 АПРЕЛЯ ВО ВСЕМ МИРЕ ОТМЕЧАЕТСЯ «ДЕНЬ ПТИЦ». К ЭТОЙ ДАТЕ НАШИ РОДИТЕЛИ СДЕЛАЛИ СКВОРЕЧНИКИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ РАЗВЕШАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА. В ГРУППЕ БЫЛО ПРОВЕДЕНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ О ПТИЦАХ. слайд 22

А НА ЗАНЯТИИ ПО ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ РИСОВАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ И РАСКРАШИВАЛИ ПТИЦ, КОТОРЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В НАШИ КРАЯ. НА ПРОГУЛКЕ РИСОВАЛИ ПТИЦ И ДОМИКИ ДЛЯ НИХ на асфальте. ВОТ ТАК ПРОШЕЛ В НАШЕЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ ПТИЦ»

Родители помогают нам во всех наших проектах. Вот и сейчас они помогли нам в создании «Метеоплощадке». слайд 23 Где дети определяют направление ветра при помощи флюгера и небольшого мешка трубы, смотрят сколько воды накопилось в дождемере, измеряют температуру воздуха (глубину снега зимой). Наблюдая за изменениями погоды, дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы, вести «Календарь погоды», который находится на «Метеоплощадке»

В солнечный день мы наблюдаем за работой «Солнечных часов»

слайд 24

Для наблюдений за растениями на территории ДОУ есть огород, клумбы. Свои наблюдения заносим в «Дневник наблюдений»

слайд 25

Хозяйка участков тетушка Сова, к ней можно обратиться за советом, получить новые знания, ответы на вопросы.

слайд 26

В специально отведенном помещении расположен «Мини-музей».Он играет большую роль в приобщении ребенка к познавательно-исследовательской деятельности, историческому, культурному, природному наследию, способствует формированию толерантности, творческому, эмоциональному развитию дошкольника. Здесь мы знакомимся с предметами старины, исследуем их, узнаем историю создания предмета, читаем, мастерим поделки, играем.

слайд 27

Мини-музей в дошкольном учреждении открывает перед педагогом широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса,способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.

3. Вывод слайд28

Успешность работы по формированию познавательной мотивации, поисковой активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности подтверждается следующими результатами.

• Дети стали больше задавать вопросов, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

• Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем, поставленных как взрослыми, так и самим ребенком.

• Объединяться в группы для решения проблем, договариваться между собой, распределять действия при сотрудничестве.

• Пользоваться приборами- помощниками при проведении экспериментов, соблюдать правила безопасности при исследовании.

• Высказывать предложения, гипотезы, самостоятельно делать выводы.

Реализация работы доказывает, что экспериментальная деятельность дошкольников, основанная на принципах проблемного обучения, является эффективным средством развития и поддержания их познавательной мотивации и поисковой активности.

Закончить свое выступление хочу словами Конфуция

• Что я слышу - забываю

• Что я вижу - я помню

• Что я делаю - я понимаю.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольники – маленькие исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного.

Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Мастер - класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

Отчёт по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Юлия Боул Самообразование. Презентация в картинках Тема: "Экспериментирование - как средство развития познавательной активности дошкольников".

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1 Прогностический этап Пояснительная записка Актуальность: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное.

Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность проекта Дети дошкольного.

Проект «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Методологическая основа проекта: программа И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир "Детское экспериментирование" (рекомендовано Министерством образования.

Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности
Опубликовано: 15 октября 2019 в 10:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД