Шевелева Мария
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания в рамках методического объединения «Окружай-ка»
Экспериментальная деятельность, как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках объединения «Окружай-ка».
О природе стоит говорить с детьми только на фоне и языке самой природы. Естественно, что ребенку нужно не просто показать и рассказать, а дать возможность стать непосредственным участником процесса ознакомления с природой и ее явлениями. И конечно самое главное - это живое впечатления ребенка. Пусть не все сразу станет понятно, а выполнение некоторых заданий потребует особых усилий и от воспитателя и от детей, но результат всегда должен превзойти все ожидания! У ребенка должны возникнуть первые радостные впечатления и появиться желание к самостоятельным исследованиям, где задача педагога заключается в ненавязчивых подсказках и советах.
Публикация «Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания в рамках методического объединения „Окружай-ка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новый сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Именно с точки зрения данного подхода, мы проводим наши занятия в ДОУ в рамках объединения «Окружай-ка», где дети разного дошкольного возраста становятся непосредственными участниками захватывающих экспериментов, опытов и интерактивных игр познавая окружающий мир и все его взаимосвязи.
Программа «Окружай-ка» построена на основе следующих принципов:
-оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
-соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;
-противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;
-«развивающей интриги»;
-формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
-деятельного подхода к развитию личности;
-ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;
-системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности;
-использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Приемы и методы организации работы по программе «Окружай-ка»:
-репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
-продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Цель и задачи программы «Окружай-ка»:
Цель – ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром через экспериментальную, поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи программы (возраст 5-6 лет):
-продолжать знакомить детей с окружающим миром;
-обучить элементарным понятиям физических, химических и биологических процессов, происходящих в природе;
-формировать знания и понимания природных явлений и процессов.
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
-развивать умение работать с различными видами материалов.
-воспитывать трудолюбие, актуальность, стремление доводить начатое дело до конца;
-воспитывать у ребенка умение общаться в коллективе и работать в команде;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и уметь преодолевать любые сложности в работе.