Получи документы

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира (2 фото)

Зуля Тагирова
Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира.

Н. Н. Поддьяков.

Для развития детей дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью большое значение имеет познавательная активность. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира» размещена в разделах

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Психологи (Богоявленская, Н. Н. Подъяков, А. И. Савенков, Л. А. Венгер, М. В. Кларин ….) доказали, что экспериментирование является ведущим видом деятельности, в которой происходит активное познавательное развитие. Познавательное развитие – это сложный процесс, который имеет свои направления, особенности закономерности и понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом, как поиск, методом проб и ошибок, исследование, экспериментирование, непосредственное открытие, в результате, которого происходит открытие нового знания.

Экспериментирование это наиболее эффективный способ обучения детей дошкольного возраста, неслучайно, поэтому в нашей дошкольной образовательной организации уделяется ей большое внимание. В ДОУ создана методическая система работы по детскому экспериментированию, которую мы начали с построения развивающей предметно-пространственной среды, изучения специальной психолого-педагогической и методический литературы. В ДОУ имеется библиотека по разделу «Детское экспериментирование», формируется картотека опытов и экспериментов для детей всех возрастных групп, познавательно - игровой зал, создана детская мини – лаборатория, которая оснащена:

• детскими микроскопами,

«Лаб-лабораторией»,

• переносной мобильной лабораторией для определения погоды,

• телескопом,

• лупами,

измерительными приборами: песочными часами. Весами различных видов.

Наборами для опытов:

• с магнитами

• для выращивания кристаллов

• для мыльных пузырей

• для игр с водой и песком.

Она постоянно пополняется. Во всех группах ДОУ созданы «Уголки экспериментирования», где дошкольники совместно с воспитателями проводят опыты. Маленькие исследователи, проводят простейшие опыты с песком, водой, снегом, льдом, наблюдают за ростом и развитием растений, за изменениями происходящими в живой и неживой природе.

В своей группе мы с детьми проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, водой, песком, землей, воздухом); знакомим с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость); с физическими свойствами предметов (скорость, направление).

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован "уголок экспериментирования". Материалы, находящиеся в "уголке", распределены по разделам:

- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекла, металл) разного объема и формы;

- природный материал: камешки, песок, ракушки, почва, шишки, орехи, семена;

- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки;

- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, клеенчатые фартуки, лейки, лопатки, сито, свечи, полотенца;

- карточки-схемы для проведения опытов;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

- разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная;

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности проводится по трем взаимосвязанным направлениям:

Живая природа: (характерные сезонные особенности в природе, многообразие живых организмов как приспособлений к окружающей среде). Провели опыты: "Необходим ли свет растениям", "Сажаем лук".

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира
Фото №1 Ребенок по своей природе пытливый исследователь мира

Неживая природа: (воздух, вода, песок, свет, звук, магнит). Много интересных опытов провели: "Защитные свойства снега", "Тающий лед", "Игры с песком", "Песочная страна", "Прозрачная вода", "Воздух", "Делаем мыльные пузыри", "Свет повсюду"," Почему все звучит?".

Человек: (закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении: уши-слышать, глаза-видеть, язык-определять на вкус, нос-определять запах). Опыт: "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем".

Стараюсь строить отношения с детьми на основе партнерства. Для поддержания интереса практикую игровой сюжет, проблемные ситуации, часто использую сказочных героев. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших "открытий.

Публикации по теме:

Формирование речи у детей раннего дошкольного возраста через познания окружающего мира Актуальность данной темы обусловлена недостаточной теоретической и практической разработанность данной проблемы формирования речи детей.

Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира»Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира» Желание узнать что-то новое о тех, кто был самым первым и самым выносливым другом человека, возникло у нас давно. И как только представился.

Игра как средство познания мира (эссе) «Игра-как познание мира» (эссе) Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений,.

Опытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОС Опытно-экспериментальная деятельность: Тема «Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира «Способен к волевым усилиям, может.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета - Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Родительское собрание «Компьютер — игрушка или средство познания мира для ребенка?» ЦЕЛЬ: Донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребенка на компьютере,.

Тайны окружающего мира. Мои наблюденияТайны окружающего мира. Мои наблюдения Окружающий нас мир, несмотря на свое многообразие, пребывающий в гармонии, хранит в себе множество тайн и не разгаданных загадок. Линии.

Развивающие игры как средство познания мира математики Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,.

Мастер-класс Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 22:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД