Получи документы

Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников — новая форма образования в ДОУ

Валентина Башканкова
Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников — новая форма образования в ДОУ

В условиях преобразований в системе образования, в связи с федеральными государственными стандартами образовательные учреждения пересматривают формы и методы работы с детьми дошкольниками, отбирая наиболее эффективные для их развития. Поэтому активное внедрение в практику работы детских садов метода детского экспериментирования и исследовательской работы способствуют формированию интегративных качеств, развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, желание и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников — новая форма образования в ДОУ» размещена в разделах

Проанализировав основные нормативные документы дошкольного образования, примерную основную общеобразовательную программу «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, календарное и перспективное планирование, уникальное оборудование нового инновационного учреждения, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости широкого использования форм и методов опытно-экспериментальной деятельности в рамках эффективной образовательной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

В образовательном учреждении проведена работа над долгосрочным проектом по теме «Создание опытно-экспериментального центра на базе эффективной образовательной предметно-развивающей среды ДОУ». Итогами реализации проекта явились: создан центр опытно-экспериментальной деятельности, разработаны методические рекомендации по использованию оборудования центра. Согласно составленному графику посещения центра, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, воспитатели с детьми посещают центр для решения развивающих, обучающих и воспитательных задач. Оборудование центра позволяет проводить деятельность по следующим направлениям: сенсорное развитие, поисково-познавательная, опытно-экспериментальная деятельность, познание окружающего мира.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических и научных знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе Центр опытно-экспериментальной деятельности стал в нашем дошкольном учреждении местом встречи с новым, интересным, увлекательным.

В «лаборатории» центра у воспитанников есть прекрасная возможность, используя современное уникальное оборудование и материалы проводить несложные опыты и простейшие эксперименты.

Ребята учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия.

Оборудование центра, направленное на чувственное познание мира обеспечивает развитие функций восприятия тела, тактильного, зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса. Оборудование предназначено для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики руки: и тактильной чувствительности; стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Познавательное развитие осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал и специализированное оборудование центра дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Каждый ребенок получает возможность проводить наблюдения, делать выводы и умозаключения самостоятельно, испытать при этом радость открытия.

Математическое познание осуществляется через игры, пособия и материалы, которые предоставляют детям возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть-обучаясь индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, При этом развивается логико-математическое мышление, навыки счета, происходит ознакомление с математическими понятиями и законами.

При построении предметно-пространственной развивающей образовательной среды опытно-экспериментального центра учитывались определенные принципы, а также психолого-педагогические требования: сообразность педагогической ценности, оптимальность, интерактивность, качественные характеристики пособий, учет основной формы работы с детьми, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская направленность, стимулирование двигательной активности, интеграция образовательных областей, внедрение интегративных модулей, которые помогли создать в опытно-экспериментальном центре безопасную, безбарьерную, физическую и психологическую среду развития, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечить возможность раскрытия детской одаренности у воспитанников.

На базе центра проводятся семинары, тренинги, практикумы, осуществляется дополнительное образование, функционируют кружки.

Фрагменты из опыта воспитателей:

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Тема:«Царица – водица»

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

образовательные :

- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода течет, она – жидкость вода не имеет цвета вкуса и запаха;

развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по данной теме;

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

воспитательные:

- прививать бережное отношение к природе;

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, пробирки, соль, сахар, молоко, камешки, краски, кисточки, салфетки, аудиозапись «Дождь», «Шум воды», трубочки, ложечки, панно «Кому нужна вода», символы, обозначающие свойства воды, ленты голубого цвета.

С помощью опытов и наблюдений дети выяснили, что вода: прозрачная, бесцветная, но может менять цвет; принимает объем предлагаемой формы, не имеет вкуса, но может менять вкус; вода-растворитель. Экспериментальная деятельность позволила детям самим познакомиться с законами окружающей его действительности, помогла познать мир через увлеченное действие.

Брэйн-ринг «Олимпиада 2014»

Цель: развитие логико-математического мышления у детей с помощью развивающих игр

Задачи:

Образовательные :

-способствовать формированию навыков экспериментальной математической деятельности, развивать смекалку, воображение, логику; Развивающие:

-способствовать расширению кругозора, воспитывать познавательный интерес, мотивацию увлечения математикой;

Воспитательные:

-соблюдать правила игры, формировать коллективную взаимовыручку.

Предварительная работа: беседа об олимпийском движении, играх; рассматривание иллюстраций с изображением олимпийской символики, просмотр презентации по данной тематике.

Оборудование: развивающие игры «Пицца», «Материал Никитина», картины с изображением олимпийских талисманов (леопард, зайка, белый мишка, бурый мишка, олимпийские кольца, олимпийский огонь; календарь 2014 года, олимпийский лабиринт.

В ходе экспериментальной деятельности и атмосфере соревнования дети выполняли логико-математические задания, используя специальное математическое оборудование. Педагог эффективно использовал различные приемы умственных действий на математическом материале, активно включил в процесс математического развития каждого ребенка. Для развития познавательных, общекультурных компетенций, личностного самосовершенствования выбрана тема олимпийских игр, ознакомление с важным событием нашей страны- Олимпиадой в г. Сочи.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает экспериментирование. Данная деятельность позволяет детям осваивать разнообразные представления, самостоятельно «открывать» способы действий, познавать некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширять свой опыт познания, независимо от взрослых решать доступные задачи, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Список литературы:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2005

2. Рыжова Н. А. Волшебница – ода Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 2007

3.https://www.maaam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Положение о системе мониторинга предоставляемых в ДОУ услуг Принято на педагогическом совете протокол №_ от 7.09.20__ г Утверждено заведующим МБДОУ детский сад № 14 ___Т. А. Лякишевой Положение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников — новая форма образования в ДОУ
Опубликовано: 28 июля 2014 в 23:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД