Лучший педагог года

Развитие эмоционального интеллекта. Экспрессивный этюд

Чумакова Наталья Геннадьевна
Развитие эмоционального интеллекта. Экспрессивный этюд

Эмоциональный интеллект — важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта — экспрессивный этюд. Рассмотрим подробно, как он действует, и узнаем, как его провести.

Что такое экспрессивный этюд

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта, Экспрессивный этюд» размещена в разделах

Экспрессивные этюды — вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М. И. Чистякова. В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)»2.

Н. Ю. Хрящева рассматривает понятие «психогимнастика» как: «очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2–3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или оказывать более генерализованное воздействие»3.

Таким образом, экспрессивные этюды— вид психогимнастики, направленный на развитие экспрессивной грамотности ребенка : умения понимать эмоции других людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства.

кспрессивный этюд при определенных условиях выполняет психотерапевтическую функцию. Но в контексте развития эмоционального интеллекта ребенка следует учитывать только функцию развития экспрессивной грамотности. В своей книге М. И. Чистякова приводит примеры этюдов на выражение различных эмоций. Однако, как пишет автор, они лишь «закваска» для вариаций на тему.

Как действует экспрессивный этюд на развитие детей

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии : мимику, пантомимику, жесты и интонацию.

НАПРИМЕР: в зависимости от возраста ребенка педагог просит:

покажи, как Мишка шел;

покажи всем телом, как Мишка шел;

покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;

покажи, как кралась Лиса;

скажи так же, как медведь Михайло Иванович;

скажи так же, как Мышка-норушка.

Еще одно задание — показать персонаж в эмоционально значимой ситуации : радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.

НАПРИМЕР: педагог просит показать:

как Заяц испугался;

как Лиса обрадовалась;

как Еж удивился;

как Медведь рассердился.

Другая роль в экспрессивном этюде — дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т. ч. экспрессии эмоций у разных людей.

Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию. Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.

В результате участия в экспрессивных этюдах в роли действующего (показывающего) и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого ребенка существенно обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других.

Экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как компонент его эмоционального интеллекта : умение понимать эмоции других людей и умение выразить собственную эмоцию, использовать экспрессивные средства.

ФОРМЫ «СБЛИЖЕНИЯ»

В результате исследований Л. П. Стрелкова определила: если чтение художественного произведения дополнять просмотром иллюстраций, кукольного спектакля, игрой-беседой и игрой-драматизацией, у детей постепенно развивается сопереживание и сочувствие персонажам. Автор называет данные формы работы формами «сближения» и выделяет различные степени активности детей в этом сближении4.

Экспрессивный этюд не изучался автором. Однако его можно рассматривать как одну из возможных форм активного «сближения» ребенка и персонажа сказки, которая позволяет как действующему, так и наблюдающему воспитаннику лучше понять эмоциональные и нравственные аспекты сюжета. Об этом свидетельствуют беседы педагогов с детьми по содержанию сказки, в ходе которой они демонстрируют понимание эмоций персонажей и нравственную составляющую их поступков.

Когда и как использовать экспрессивные этюды

Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми. При этом важно учитывать методические особенности их проведения. Дадим 8 советов, которые помогут воспитателям.

1-й совет. Используйте экспрессивные этюды во время чтения сказки (произведения детской литературы, а не как отдельное задание. Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать:

эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду);

его характер (хитрая, трусливый, храбрый);

физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, верткий, быстрый).

Разыгрывайте экспрессивный этюд в эмоционально емкой ситуации, когда действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и действия другого. Так дети лучше поймут смысл и причины поступков героев, важность одних форм поведения и неприемлемость других.

НАПРИМЕР. Эмоциональная ситуация в сказке братьев Гримм «Заяц и Еж» : грубый и пренебрежительный ответ Зайца на приветствие вызывает у Ежа обиду и желание его проучить. Разыграйте экспрессивный этюд по этому фрагменту. Он покажет дошкольникам, как важно уважительно относиться ко всем.

2-й совет. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3–7. Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные этюды должны не отвлекать ребенка, а служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания. Вариативность (для отдельных детей или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени для восприятия, в других — показ происходит быстро.

3-й совет. Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2–3 раза разными детьми. Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это дает возможность:

тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей;

увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми;

накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.

4-й совет. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный прием, особенно если речь в сказке идет о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления : удивился — еще больше удивился — был поражен.

5-й совет. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показать этюд перед остальными детьми.

6-й совет. Поддерживайте ребенка, который показывает экспрессивный этюд, аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае — одобрение самого действия ребенка, а не качества исполнения.

7-й совет. Учитывайте возрастные особенности каждой группы: динамику «открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольникам постепенно и в определенном порядке.

8-й совет. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации. Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включенность в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.

Примеры экспрессивных этюдов представлены в конспекте непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе по мотивам латышской сказки «Лесной Мишка и проказница Мышка» (приложение).

Образовательная деятельность включает три экспрессивных этюда для показа всеми детьми: один направлен на развитие средств мимики и жестов («Мишка сладко спал», а два — на мимическое выражение эмоций («Медведь рассердился», «Мишка обрадовался»).

Два экспрессивных этюда для отдельных воспитанников направлены на интонирование как одно из средств экспрессии. Показывающие дети тренируют показ эмоции, наблюдающие — развивают понимание интонации. Это этюды на вокализацию «Вот раздавлю тебя сейчас!» — для Медведя и «Лучше отпусти меня, я тебе пригожусь» — для Мышки.

Два экспрессивных этюда для отдельных дошкольников развивают мимику и пантомимику у показывающих («Медведь вылез из берлоги и побрел по лесу») и понимание их у наблюдающих детей («Мышка бежит»).

Публикации по теме:

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта. Экспрессивный этюд
Опубликовано: 6 марта 2022 в 21:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД