Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста

Ася Кузьмина
Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, чем больше у ребенка представлений о других людях. Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, походку собеседника.

Как развивается эмпатия в процессе взросления ребенка?

В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

У маленьких детей (до 2—3 лет) эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном «я». Эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.

В 5—7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться. По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями.

Предлагаю игры и упражнения на развитие эмпатии:

1. Прочитайте сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Например:

§ «Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе они рассказали?»

§ «Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?».

Взрослый, используя известный ребенку литературный материал, вспоминая героев произведений, их переживания, может научить ребенка сопоставлять их чувства с личным опытом. В дальнейшем можно научить ребенка анализировать эмоциональное состояние другого человека, понимать его настроение, а также принимать его позицию.

2. Попросите ребенка составить рассказ от имени сказочного героя в определенной ситуации. Например, заяц зимой; карась в пруду в жаркий день. Можете задавать наводящие вопросы: «Что чувствует заяц? Ему нравиться скакать по снегу или по траве?»

3. Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? После ответов, обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.

4. Предложите картинки с парными эмоциями. Например, картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными). Попросите ребенка определить настроение зайчиков, объяснить, как он это определили (по выражению мордочки, позе и т. д.). Побеседуйте о том, что может сделать зайчика грустным, веселым. Объясните, что рассказать другим о чувствах можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации.

5. Упражнения на развитие способности детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк. - погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Или взрослый дает сигнал: «Радость –замри». Ребенок изображают радость на лице (взрослому можно после выполнения задания прокомментировать тактильные ощущения: положение бровей, рта, глаз).

Усложнение упражнения:

Попросите ребенка:

нахмуриться

• как осенняя туча;

• как рассерженный человек;

• как злая волшебница;

улыбнуться

• как кот на солнце;

• как само солнце;

• как хитрая лиса;

• как радостный человек;

испугаться

• как ребенок, потерявшийся в лесу;

• как заяц, увидевший волка;

• как котенок, на которого лает собака;

устать

• как человек, поднявший большой груз;

• как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

• как турист, снявший тяжелый рюкзак;

• как ребенок, который много потрудился, но помог маме.

Приложение к записи. Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

2. Понять чувства собеседника можно различными путями: по выражению лица, жестам, интонации собеседника и т. п. Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

3. При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание.

• Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

• Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.

• Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.

• Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

• Не давайте советов и оценок без его просьбы.

• Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.

• Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Публикации по теме:

Адаптация раннего возраста Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей раннего возраста, а может пригодится и методистам, на тему "Адаптация раннего возраста".

Система планирования утренней гимнастики в первой младшей группе С раннего детства формируется физическое, психическое социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 15:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сервировка столов в группе раннего возраста
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной...
Экологический районный фестиваль «Земля в твоих ладошках»
В год экологии для формирования культуры, бережного отношения к природе и чувства патриотизма у детей на базе дошкольного учреждения № 13 "Весна" был...
Опыт «Какая вода быстро замерзнет соленая или пресная?»
Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема : Почему вода в океане не замерзает? Материалы:...
Видеоотчет фрагмента развлечения в старшей группе «Путешествия Нильса с дикими гусями».
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...
Мое творчество в стиле поп-арт. Часть 2
Доброго вечера! Вчера рассказала про интересное направление в живописи, как поп-арт. Почитать подробнее можно в заметке Мое творчество в стиле Поп-арт...