Эссе «Моя педагогическая философия»

Светлана Радионова
Эссе «Моя педагогическая философия»

Для работы с детьми требуется многое: специальные знания, общая эрудиция, владение методиками и навыками общения – разные для разного возраста, умелые руки, фантазия…

Когда я начала овладевать дошкольной премудростью, то даже удивилась, как много требуется для работы, которая непосвящённым кажется совсем простой. В самом деле, кто не сумеет присмотреть за ребёнком, накормить, погулять, сказку почитать, по головке погладить. Оказалось, что знания и умения, несомненно, важные и необходимые, теряют свой смысл, если у воспитателя нет доброты, чуткости, жалости, терпения, чувства юмора, потому что смысл дошкольной работы заключён в простых словах: ребёнку в детском саду должно быть хорошо – это главное. А как может быть хорошо трёхлетнему или пятилетнему человеку, если воспитательница не улыбается ему. Не жалеет и не дует на ушибленную коленку, не хвалит, не говорит ласковых слов…

Мне нравиться работать в детском саду, потому что искренность детей искупает весь негатив повседневной жизни. Что может быть трепетнее ощущения, когда к тебе прижимается этот маленький человечек, когда он с такой простотой и наивность заглядывает в твои глаза и ждёт ответ на все свои: почему?

Приходя к детям, я постоянно помню, о том, что нельзя возвышаться над ними, предавать, унижать и обижать их, потому что они доверяют мне, ждут от меня, может даже большей любви и заботы, чем от родителей. С первых же дней работы с малышами я полюбила их, и для меня очень важна улыбка на лицах детей. Она ничего не стоит им, но много даёт мне. Поздним вечером, когда я вспоминаю своих воспитанников. Лицо моё озаряется улыбкой. Идти на работу с радостью, с работы – с приятной усталостью – в этом я вижу высшее счастье и смысл жизни.

Считаю, что по-настоящему счастливым может быть только человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию, свой детский сад, своих детишек и коллег.

Моя главная задача, которую я ставлю перед собой – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, ведь детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Изменения, происходящие в образовании, ставят меня перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития ребёнка как личности. Можно волевым усилием навязать ему определённую сумму знаний, но нельзя заставить его любить свою Родину, быть творческой личностью. Творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Я полагаю, что одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей – обращение к традиционной русской культуре. Элементы русской культуры являются составной частью мира взрослых и в то же время доступны каждому ребёнку. Я стараюсь включать материалы, помогающие воспитывать интерес к русской народной культуре, к русскому языку посредством сказок, потешек, пословиц, поговорок, считалок, загадок, закличек в разные виды деятельности (речевую, изобразительную, музыкальную, физкультурную).

Одна из проблем, с которой мне пришлось столкнуться – это дети с плохо развитой речью. Поэтому большое место в своей работе я уделяю развитию речи у детей. Не секрет, что развитие речи ребёнка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, воображения, представления, памяти. В ежедневных беседах на различные темы, в знакомстве с малыми фольклорными формами, народными и спортивными играми, утренними гимнастиками и в театрализованной деятельности я закладываю основы формирования интереса к русскому языку, обогащаю речь детей «жемчужинами» русского фольклора. Каждый ребёнок – это отдельный мир, у каждого свой собственный характер, своё мировоззрение и я стараюсь учить их видеть красоту, чувствовать всё то - прекрасное, что окружает их. По возможности, я стараюсь обеспечить своим ребятишкам комфортную предметно развивающую среду. Подчас это занимает очень много времени и требует материальных затрат, но в этом и заключается смысл образовательного процесса. Детям куда приятнее видеть и пользоваться яркими, красочными многофункциональными пособиями, а не «китайскими» игрушками.

Иногда мне кажется, что я как курица – наседка в окружении своих цыплят, которая учит их находить корм и всегда готова к защите своих питомцев. Так и я учу их обретать знания и приобретать опыт через ролевые и дидактические игры. Уверена, что игра, как вечный спутник детства, создает предпосылки для формирования умственных способностей ребёнка и воспитывает у него уверенность в себе. И это в будущем поможет ему чувствовать себя в жизни успешным. А народные игры формируют у детей навыки здорового образа жизни, развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость. Я постоянно поощряю усилия детей и самостремление узнать, что – то новое, чему-то научиться. Всегда стремлюсь не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других.

Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Не секрет, что многие родители самоустранились от воспитания своих детей, большинство занято зарабатыванием денег, заботой о материальных благах. А помочь родителям в воспитании, развитии в их детях личных талантов, даже крошечных задатков, в умении их вовремя разглядеть и развивать вот главная задача профессии воспитателя. Поэтому активно привлекая родителей своих детей в процесс совместного воспитания (посещение гимнастик, режимных моментов, участие в родительских собраниях, праздниках, конкурсах поделок и рисунков к различным праздникам и мероприятиям, мастер – классах по изготовления настольных театров и атрибутов к ним, совместном пополнении предметно развивающей среды) я добилась понимания с их стороны, взаимопомощи, готовности к эффективной коммуникации с детьми и сотрудниками детского сада.

Несомненно, воспитание детей в детском саду непростое и хлопотное дело и найти рецепт профессионального успеха – мечта любого воспитателя. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта:

В - воспитанность

О - оригинальность

С - смелость

П - правдивость

И - искренность

Т - трудолюбие

А - активность

Т - талантливость

Е - ещё терпение и фантазия

Л - ласка и любовь

Ь - мягкость.

Публикации по теме:

Модульное оригамиМодульное оригами Добрый день дорогие коллеги. Долго не решалась выставить на ваш суд свои работы в технике модульного оригами. Модульное оригами меня привлекло.

Эссе «Моё призвание» «Сердце отдаю детям.» В. А. Сухомлинский Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. Передо мной одна.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 13 января 2014 в 20:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...