Получи документы

Эссе «Моя педагогическая философия»

Мария Резниченко
Эссе «Моя педагогическая философия»

Одним погожим утром просветленный Винни-Пух пошел в гости к мастеру Кролику. Подойдя к его обители, Пух аккуратно постучался.

- Кто там? - спросил Кролик.

- Это я, - с неподдельной простотой ответил Пух.

- "Я" бывают разные. - последовал ответ.

Вот приблизительно с таких мыслей начался мой трудовой путь. После окончания Университета я пришла работать в детский сад педагогом-психологом. И тут передо мной встал вопрос: я – педагог или я - психолог? Что-то внутри мне подсказывало, что я все-таки больше психолог, чем педагог. Педагогов в саду и так пруд пруди, а психолог один. Значит, и деятельность у него не такая, как у всех. В принципе, я и пошла на факультет педагогики и психологии потому, что любила общение с детьми, но не с такими большими группами (по 28 человек сразу, а с небольшими подгруппами человек по 7-8 и общение с детьми один на один. В большой группе, по-моему, сложно разглядеть внутренний мир каждого ребенка.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах

Я соглашусь с мнением врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук Г. В. Старшенбаума, что потребность оказывать помощь другим людям основана на родительском инстинкте и врожденном механизме идентификации с другим человеком. Идентификация с детьми у меня получалась лучше всего, потому что в моей Я-концепции по Э. Берну Ребенок всегда преобладал. До сих пор моими любимыми магазинами остаются магазины игрушек, любимыми книгами являются сказки, а в работе (даже с взрослыми) я предпочитаю игровые сеансы.

«Все мы родом из детства», - сказал А. де Сент-Экзюпери. И действительно, детство – это время, когда закладываются основы личности, знания о себе и окружающем мире, социальные навыки.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Современный толковый словарь Т. Ф. Ефремовой дает следующее значение слова «педагог» : 1. Тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой. 2. Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности.

Да, каждый педагог в системе образования занимает свое определенное место, но именно психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может.

Сегодняшние дети растут в среде, перенасыщенной разнообразной информацией, к ним часто предъявляют завышенные требования, перегружают деятельностью. Задача ДОУ – развивать ребенка гармонично. Важная роль в решении этой задачи отводится педагогу-психологу. В этом я со временем убедилась, когда поняла, что «создавать личность человека» неизмеримо сложнее, чем обучать чему-либо.

Ведь психолог в детском саду – это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в его возрастных и индивидуальных особенностях. Вместе с тем он должен ориентироваться в психологии взрослых, во всяком случае, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку. В этом и есть моё предназначение – помочь педагогам и родителям понять, принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь воплотить в нем свои несбывшиеся мечты и надежды.

Основываясь на изучении отечественной и зарубежной литературы по проблемам детства, на анализе основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, разочарований практических психологов, целью своей работы ставлю психическое и психологическое здоровье детей.

В общении с ребенком я исхожу из уважения к его личности, веры в него, в то хорошее, что есть в нем. Это мое глубокое убеждение. Педагог-психолог в детском саду, да и в школе, безусловно, принимает тот факт, что ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь. Каждый ребенок интересен сам по себе: послушный и непослушный, успевающий и неуспевающий и т. д. Отсюда основной принцип в моей работе психолога – подход к каждому ребенку как к единственному, неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности.

Эффективность влияния взрослых на детей зависит от многих слагаемых, главные из которых:

• Умение видеть себя глазами детей;

• Умение адекватно оценивать себя и детей;

• Отсутствие установок типа «все они такие»;

• Желание и умение извлечь истину из детского языка жестов, чувств, взглядов, сохранить информацию и поразмыслить над ней;

• Во взаимодействии с детьми нет готовых рецептов, здесь много задач, нуждающихся в индивидуальном решении.

Я придерживаюсь этих правил во взаимодействии с детьми.

Считаю, что психолог – это не только профессия, но и образ жизни. Я живу тем, что каждый день иду в детский сад для того, чтобы помочь ребенку найти себя в этом сложном мире. У любого педагога складывается своя философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты, найти общий язык с ним и не подавлять в нём инициативу. Я стараюсь достичь взаимопонимания с детьми, при котором они увидят во мне не только наставника, но и друга, не теряя уважения как к старшему. Я люблю свою работу, получаю удовольствие от нее, считаю, что это моё призвание.

Как трудно давались первые консультации и занятия! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к завтрашнему дню! Только любовь к своей профессии помогла преодолеть первые самые трудные шаги в профессиональной деятельности. Мне действительно интересно постигать тайны, искать ответы на интересующие вопросы, а потом непременно делиться ими с другими. Мне повезло: я работаю в коллективе мудрых, опытных педагогов, готовых сотрудничать в любой ситуации. Мои коллеги – мои единомышленники.

В нашей профессии много трудностей. Быть психологом нелегко, непросто, как кажется на первый взгляд. Нужны энергия, безграничная вера в ребёнка, уверенность в своих силах, выдержка и терпение, а также необходимы определё нные качества духовной культуры: отзывчивость, доброта, душевная волна эмоционального сопереживания, искренность, порядочность и, конечно же, любовь. И только тогда, с моей точки зрения, преодолевая вместе со своим воспитанником трудности каждого прожитого дня, побеждая неприятности, можно стать настоящим психологом, получая удовлетворение от проделанной работы, реализовывая свой творческий потенциал, заряжаясь энергией для движения вперед. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за – мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.

Русский книговед, библиограф, популяризатор науки Н. А. Рубакин в своих сочинениях писал о признаках образованного человека: «Где есть свет – там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Образованный человек – прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость – узость мысли, знаний, понимания, настроения. <. >

Образованный человек – непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть, прежде всего, как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека – не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные <. >».

Когда я читала эти строки, то мне показалось, что я читаю не только о признаках образованного человека, но и о том, каким должен быть психолог. Непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности любого психолога, без этого он не может быть образованным человеком и квалифицированным специалистом. Образование психолога не заканчивается на получении диплома, а только начинается и будет продолжаться в течение всей жизни. Еще учась на последних курсах в университете, я посещала тренинги психолога Н. Матвеевой по телесно-ориентированной терапии, затем, уже работая в детском саду, повышала свой профессиональный уровень на различных курсах. Обучалась работе с инновационными компьютерными программами на основе технологии «БОС - Здоровье» для системы дошкольного и общего образования, закончила курсы «Сказкотерапия в образовании», «Нейропсихология детей дошкольного возраста», «Системные семейные расстановочные методики на ассоциативных метафорических картах и куклах», «Метафорические Ассоциативные Карты. Обучение на примерах работы», «Интегративная песочная терапия». Много интересного для себя получила, пройдя обучение в Калужском областном институте повышения квалификации работников образования по программе «Коррекционная педагогика» (специализация «Логопедия»). Работая с детьми, многое постигаю на практике.

В своей профессиональной деятельности я стараюсь сочетать традиционные и инновационные формы работы. Активно применяю метафорические ассоциативные карты. Это довольно новый инструмент в работе педагога-психолога. Метафорические ассоциативные карты (иначе их еще называют проективными, терапевтическими) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Эти карты можно использовать как для развлечения, так и для самой различной профессиональной деятельности как эффективный рабочий инструмент. Игры и упражнения с метафорическими ассоциативными картами стали методом активизации творческого потенциала педагогов, развития их креативного мышления, что так важно в период внедрения ФГОС в дошкольное образование.

Система образования Российской Федерации находится на новом для себя этапе. Модернизация системы образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний-умений-навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Психолог играет ключевую роль в реализации современных образовательных стандартов. Психолого-педагогическое сопровождение данного процесса – это конкретная работа, напрямую связанная с эффективным введением стандарта и направленная на обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. Психологическое сопровождение предполагает целостный, непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Введение ФГОС обеспечивает преемственность между дошкольным образованием, начальной, средней школой и т. д., существенно усиливает роль психологических знаний в содержании и организации образования. Деятельность психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и необходимой.

Хотя все обозначенные сегодня государством направления работы выполнялись психологами и ранее, сейчас им придается особое значение. В условиях реализации ФГОС целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, а психолого-педагогическое сопровождение на всех ступенях обучения становится не только желательным, но и необходимым. Данный специалист координирует взаимодействие всех участников образовательного процесса, опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития. Он способствует обеспечению преемственности в воспитании и обучении детей, подростков и юношества в меняющихся условиях, минимизирует риски в постоянно обновляющейся образовательной среде. Адаптация к новой образовательной среде всех участников образовательного процесса ложится, в том числе, и на педагога-психолога.

Таким образом, приоритетной целью современной системы образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, саморазвитию и самообразованию. Именно здесь и стоит отметить роль работы психологов для расширения психологического пространства, обеспечивающего внедрение инновационных технологий в систему образования. Психологи, как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых, способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития детскому саду, школе или вузу. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании.

Чем для меня является работа психолога? Ощущаю ли я счастье, удовлетворение от своей работы? На эти вопросы могу ответить сказкой, которую сочинила учебная группа психологов: «Одна девушка пошла искать свое счастье. Пришла она к синему морю, сделала маленький плотик и поплыла. Плыла она целый день, и никого не встретила. Стало темно, холодно и страшно. В это время из-за туч выглянул месяц, и она взмолилась ему о помощи. Тут из воды показалась золотая рыбка, девушка попросила у неё исполнить её мечту, сделать её счастливой. Рыбка спросила: «А что для тебя счастье?» «Делать людям добро», не задумываясь, ответила девушка. И превратилась в золотую рыбку. А девушки больше не стало…».

Мой путь психолога, возможно, будет состоять из множества прямых и извилистых дорог, но я чувствую себя все равно счастливой и нужной. Я живу и работаю в новом столетии. Мне нравится быть в том месте, которое не хочется покидать детям, где чувствуешь себя как дома. Мне хочется быть «дорогой», по которой в хмурый день можно выйти из темного леса на солнечную лужайку. Мне хочется быть «калиткой» для всех, кому нужно войти.

Я с уверенностью могу сказать: для меня быть психологом XXI века это не мыслить себя вне того дела, которым занимаюсь. Целостность, единство человека и его профессии идеальное совмещение качеств настоящего психолога. Это моя психологическая философия.

Публикации по теме:

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Первый учитель.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Каждый человек, хотя бы раз в жизни задает себе вопрос «Правильно ли я выбрал свою профессию?» Ответ,.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому;.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Моя педагогическая философия» Как трудно быть «дневною» мамой Для двух десятков малышей Дневная мама!- как ни странно, Но это так подходит.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и.

Эссе «Моя педагогическая философия» Воспитание – великое дело: им решается участь человека. / Виссарион Белинский Наверное, у каждого человека наступает момент, когда в круговороте.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе. Я женщина обычная, земная, судьба моя бесхитростный цветок, чем дни мои полны, о чём мечтаю, поведает об этом каждый лепесток. Я –.

Эссе «Моя педагогическая философия» Говорят, что героиня-мать, Если у нее детишек пять. Говорят, медалью награждают, Если семь детишек воспитает. Как же воспитателя назвать,.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель» К. Д. Ушинский Профессия воспитателя детского сада – самая главная.

Эссе «Моя педагогическая философия» п. Первомайское 2016 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 10 марта 2016 в 12:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД