Эссе «Моя педагогическая философия»

Людмила Козлова
Эссе «Моя педагогическая философия»

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи. Одна из этой цепи – связь школы и детского сада. Проблема организации преемственности между детским садом и школой может показаться не новой.

Мне кажется, что она особенно обострилась с переходом на четырехлетнее начальное образование, с прибавлением новых образовательных программ (Программа «Школа 21 века», «2010», «Планета знаний» и др.)

В 2010 году я писала курсовую работу по теме «Проблема формирования «школьной зрелости» у дошкольников», поэтому данная тема мне близка и понятна. Проведенное мною наблюдение показало, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками. Авторитаризм, назидательная позиция «так надо», «ты должен», негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.

Проанализировав программы ДОУ и начальной школы выяснила, что программа детского сада преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога.

При всём этом не нужно забывать, что ведущей деятельностью дошкольника является познавательная игра, в процессе которой развиваются воображение, память, мышление. Поэтому игра как ведущая деятельность дошкольного возраста – один из показателей готовности к школе.

В ходе наблюдения я также выяснила, что по многим предметным областям существует нестыковка содержания, нет последовательности и преемственности знаний учащихся. Например, программа дошкольного возраста предусматривает лишь формирование звуковой культуры речи ребёнка, а учитель предпочитает начинать обучение с уже читающими детьми.

На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строится на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания. Там идёт «борьба» за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. И ещё немаловажно то, что во многих школах детей набирают в 1 класс не по микроучастку и тем более не из одного детского сада, а из разных дошкольных учреждений, где существует разный подход к педагогическому процессу и развитию личности ребёнка, то о какой преемственности можно говорить?

Работая по данной проблеме я пришла к выводу, что очень эффективно и безболезненно дети адаптируются к школе, когда они знакомятся со школой и учителем постепенно. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками, посещает различные режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми и общается с ними в свободной самостоятельной деятельности.

Я, воспитатель, тоже оказывала помощь своим воспитанникам, в установлении контакта с их будущим учителем. Этому способствовали экскурсии дошкольников в школу: на торжественную линейку 1 сентября, в школьную библиотеку, посидеть в классе за партой, побывать на празднике. Учительница со своими учениками 1 раз в неделю приходила в детский сад. Ребята оказывали помощь: убирали мусор на участке, чистили снег, делали различные снежные постройки вместе с дошколятами, носили воду и заливали горку; принимали участие в новогоднем утреннике и на выпускном вечере. В течение года приглашали будущего учителя на родительские собрания, открытые мероприятия.

Таким образом, учитель знакомился с будущими учениками не по тестированию, а из личных наблюдений. У родителей тоже была возможность узнать учителя лучше и избавиться от страха перед школой. Поэтому 1 сентября дети и их родители шли в школу счастливые, довольные.

Для себя я сделала вывод, что решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка, т. е. духовного, психического и физического, на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи друг с другом, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в дошкольных учреждениях, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе, при этом формирование качеств, необходимых школьнику, должно осуществляться не вопреки, а на основе развития тех качеств, которые присущи дошкольнику.

В заключении хочу сказать, что мы взрослые (учителя, воспитатели, родители) должны уступить друг другу ходя бы шаг от своей позиции как правило жестко определяемой социальной ролью: воспитателям – проникнуться трудностями и заботами учителей, учителя – понять особенности отношений с детьми-дошкольниками, оценить и принять на вооружении опыт работы своих коллег, родителям – чуть-чуть умерить свой карьерный пыл и хотя бы почаще разговаривать со своим собственным ребенком. А всем нам вместе – достаточно просто относиться к детству, с любовью и уважением.

Публикации по теме:

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

«Проблема преемственности детского сада и школы. Моя педагогическая философия». Эссе Детство не просто возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 13 марта 2013 в 21:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...