МААМ-картинки

Эссе «Развивать или развлекать?»

Гульнара Хамитова
Эссе «Развивать или развлекать?»

Музыка, не упоминая ни о чём,

может сказать ВСЁ!

Илья Эренбург.

Что есть музыка? Как определить меру её влияния на личность растущего и развивающегося человека? Каким образом его ввести в чарующий мир музыкальных звуков, чтобы в итоге общения с музыкальным искусством раскрыть максимум возможностей, которые таятся в потенциале каждого малыша? Частокол вопросов. Но чтобы быть понятной, начну издалека.

Публикация «Эссе „Развивать или развлекать?“» размещена в разделах

1988 год. Студентка музыкально-педагогического института им. Гнесиных, до фанатизма влюблённая в музыку вообще и в скрипку в частности, слышит на лекции по педагогике потрясающего Владимира Григорьевича Ражникова парадоксальные слова: «Сейчас наблюдается определё нный перекос в кадровом вопросе: самые талантливые кадры работают в ВУЗах, послабее – в СУЗах, соответственно в школах кадры много слабее, а уж о садах и говорить не приходится!» И это умозаключение поразило девушку своей очевидной несправедливостью - как же так? В наиболее нежном возрасте, податливом к влиянию извне, когда каждое впечатление впервые, а значит, значимо и важно для дальнейшего развития ребёнка, малыш встречается на занятиях по музыкальному воспитанию не с самыми квалифицированными педагогами. В итоге самый благодатный для развития ребенка возраст - дошкольный – потерян …. Это умозаключение в итоге перевернуло всю жизнь – и вместо работы в престижном оркестре наша знакомая попадает вначале в музыкальную школу, работая преподавателем по классу скрипки, а затем и детский сад – музыкальным руководителем. Открывается И вот тут начинается самое интересное – приходит видение и понимание того, что ребёнок-дошкольник удивительно талантлив!

Последние исследования учёных подтвердили это умозаключение – выяснилось, что каждый малыш при рождении обладает просто феноменальными музыкальными способностями - именно этим объясняется то, с какой лёгкостью за небольшой отрезок времени малыш научается родному языку. Но с возрастом, в отсутствии общения с живой музыкой, будь то мамины колыбельные или элементарное музицирование в кругу семьи, прослушивание живого исполнения в детском саду (не записей, какого бы хорошего качества они ни были) музыкальные способности стремительно угасают. Выходит, «раннее развитие» означает не столько развитие способностей, сколько попытку не дать им угаснуть? К тому же, учёные выяснили,что в занятиях музыкой участвуют и левое, и правое полушария. А это значит, что развивается и логика, и чувства. Это было подтверждено с помощью компьютерных технологий: музыка влияет на развитие мозга и моторики человека, способствует организации аналитического мышления. В процессе же работы нашей героини с малышами, общения с Львом Вячеславовичем Виноградовым, в своё время занимавшим должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лаборатории под руководством академика В. В. Давыдова, продолжающего работать в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, а также с коллегами на семинарах потрясающих педагогов-практиков Т. Э. Тютюнниковой, А. И. Бурениной, Д. В. Рытова и др. приходит понимание того, что музыка есть движение, и малыши воспринимают музыку через движение. Пружиня ножками и прохлопывая ручками простейшие попевки, научаются элементарному музицированию, т. е. элементам музицирования. Постепенно знакомясь с музыкальными инструментами детского оркестра входят в сложный мир музыкальных понятий легко и просто через собственный опыт общения с музыкой. А как благотворно влияет коллективное музицирование на формирование положительных навыков общения со сверстниками! Ведь чтобы «вплести» свою партию в общую музыкальную ткань, надо услышать и общий строй, и партии твоих друзей а, стало быть, научиться слушать другого. А как важно иметь этот навык в повседневной жизни, и говорить не приходится.

С другой стороны, попав в детский сад на должность музыкального руководителя, нашей героине становится очевидным то, что музыкальными руководителями сегодня могут работать только фантастически преданные своему делу люди-настоящие подвижники! Ведь профессия музыкального руководителя включает в себя по меньшей мере работу 10 специалистов! Давайте посчитаем:

музыкальный воспитатель (проведение музыкальных занятий с маленькими детьми);

хореограф (постановка танцев);

сценарист (написание сценариев к праздникам);

режиссёр-постановщик (подготовка праздников в зале, организация работы всех служб и специалистов);

актёр-кукольник (мини-спектакли во время проведения самого утренника);

костюмер (эскизы и пошив костюмов);

художник-дизайнер (украшение зала к праздникам);

педагог-репетитор (индивидуальная работа с детьми и взрослыми по разучиванию ролей);

художник-оформитель (изготовление атрибутов к праздникам);

осветитель (художественное освещение зала на праздниках).

А в настоящее время ему необходимо ещё и владение синтезатором, компьютерными музыкальными программами, умение сделать аранжировку и презентацию. Уже сейчас ощущается острая нехватка таких специалистов, покорно выполняющих подобное количество разнопрофильных обязанностей, не предусмотренных основной профессией.

Вы, наверное, уже догадались, что наша героиня - автор этих строк - столкнулась с дилеммой: как быть? Развивать или развлекать? Развивать малышей, увлекая их в общение с музыкой и открытие самого себя в музыкальном мире, или развлекать взрослых - администрацию детского учреждения и родителей бесконечной чередой праздников, концертов, конкурсов для участия в которых ребяткам необходим постоянный тренаж, по сути своей противоречащий природе дошкольника. Каким образом можно преодолеть стереотип, сложившийся годами: отношение к музыкальному руководителю как к массовику-затейнику?

Признаюсь – нередко опускаются руки, но… вновь на очередное музыкальное занятие заходят в зал дети, и ты понимаешь, что они просто ждут обыкновенного чуда - чуда встречи с Феей Музыки. И то, что именно ты являешься проводником в этот удивительный мир, наполняет радостью творчества, даёт силы бороться, искать, находить и не сдаваться.

Публикации по теме:

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.

Детские интересы: как их развивать Детские интересы, как их развивать. Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких.

Как развивать талантливых и одаренных детей Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения? Одаренность – это свойство личности человека,.

Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского.

Консультация для родителей «Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук» В последнее время развитию мелкой моторики руки педагоги и психологи уделяют большое значение. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения.

Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» Фазлыева З. А., воспитатель, МБДОУ №7 «Ляйсан», п. Джалиль Сармановского района РТ Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать.

Проект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рукПроект «умелые ручки» цель: развивать мелкую моторику пальцев рук .

Родительское собрание в подготовительной школе группе «Как развивать внимание ребенка» Цель: • показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; • познакомить родителей с методами и приемами развития.

Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать? Подготовила воспитатель Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ "Детский сад №183" г. Ярославль 2016 Сенсорное развитие – это развитие восприятия.

Занятия, которые призваны развивать мышление у детей подготовительной группы средствами арт-терапии Перечень тем для проведения занятий с детьми подготовительной группы с помощью методов арт-терапии: 1. Творческое рассказывание «Где живут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Развивать или развлекать?»
Опубликовано: 28 декабря 2016 в 04:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД