Папки-передвижки

Как развивать талантливых и одаренных детей

Евгения Портнова
Как развивать талантливых и одаренных детей

Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения?

Одаренность – это свойство личности человека, определяющее его возможности в достижении незаурядных результатов в какой-либо сфере деятельности. Одаренность может быть интеллектуальной, творческой, двигательной, в учебных достижениях (обучаемость) и в общении с людьми (лидерство). Если одаренный человек живет в благоприятных для усовершенствования его способностей условиях, то его одаренность развивается в талант.

Публикация «Как развивать талантливых и одаренных детей» размещена в разделах

Талант – это высший уровень одаренности, который проявляется в высоких достижениях личности, неповторимом вкладе человека в культуру или науку. Талантливый человек обладает большими творческими и интеллектуальными возможностями (потенциалом, особым складом характера, ему присущи личностная увлеченность и высокая мотивация достижений.

Гениальность – это высочайший уровень одаренности. Гениальный человек не только добивается высших достижений в области науки или искусства, он преобразует сферу своей деятельности. Но кроме этого, гений отличается от талантливого человека тем, что способен достигнуть незаурядного успеха в любом начинании.

Долгое время считалось, что одаренность, талант и гениальность – это психические отклонения, патология. Однако исследования и наблюдения показали, что среди талантов и гениев психически неуравновешенных людей не больше, чем среди людей обычных – около 10%. Просто они всегда находятся «на виду» и любое их несоответствующее общим правилам поведение обществом преувеличивается.

Что же такое музыкальные способности, музыкальность

музыкальная одаренность и как их развивать?

Развитие музыкальных способностей – одна из задач музыкального воспитания детей. Важным вопросом является природа музыкальных способностей: представляют они собой врожденные свойства человека или могут развиваться под воздействием окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным вопросом является определение понятия музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одаренность и от этого вопроса зависит практическая деятельность музыкального воспитания. Что же такое способности?

Способности – это психическое свойство личности отражающие проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься одним видом или несколькими видами деятельности. Способности бывают общие и специальные. Например, к общим относятся: сообразительность, находчивость, беглость, а к специальным: профессиональные (т. е. один вид деятельности). Музыкальные способности по теории Б. М. Теплова есть у всех, в той или иной музыкальной деятельности, или же во всех музыкальных областях. А вот совокупность этих способностей и есть музыкальность. Так же Б. М. Теплов утверждает, и я с его теорией соглашусь, что все дети в определенной степени обладают музыкальностью. Это связанно с сочетанием способностей, как общих (творческое воображение, внимание, вдохновение, чувство природа, так и специальных (чувство ритма, ладовое чувство, слуховое). А вот белее качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие музыкальная одаренность. Многие музыканты и композиторы: Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен обладают совокупностью способностей: творческое воображение, вдохновение, творческая воля, чувство ритма, ладовое чувство, слуховое и т. д.

«Проблема музыкальности, пишет Б. М. Теплов, - это проблема прежде всего качественная, не количественная.» Я с этим высказыванием согласна, т. к. музыкальные способности можно и нужно развивать в детях, в процессе занятия разными музыкальными видами деятельности, потому что, способности проявляются в деятельности, не наоборот. И зависят они от окружающей среды ребенка.

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Работая с музыкально одаренными детьми, я заметила что, они охотнее выполняют задания на музыкальных занятиях, с удовольствием и инициативой участвуют в утренниках, досугах и других мероприятиях детского сада, а так же городских конкурсах, фестивалях, а так же испытывают потребность в общении, со взрослыми, т. к. им необходимы опыт и умения взрослого, поэтому они как «губки» все впитывают. Из выше сказанного вытекает вывод, что с такими детьми необходимо заниматься дополнительно. Это необходимо для самих детей, так как их талант должен быть востребован. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Что бы выявить, таких детей как можно раньше необходима диагностика и опираясь на данные диагностики, работать во всех направлениях (видах деятельности, а акцент сделать на те, способности, где они менее развиты и чем целенаправленей будет работа по развитию одаренных детей, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.

Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.

1создание максимально благоприятных условий

2расширение возможностей для участия творчески одаренных и способных дошкольников в различного уровня конкурсах,, фестивалях детского творчества;

3 стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

4 Пропаганда детского музыкального творчества.

Опираясь на принципы:

1 Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.

2 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной творческой сущности творчески одарённого ребёнка как личности.

3 Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности.

4 Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность.

позволяет определить основные способы решения проблем при работе с творчески одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

1. Белова, Е. С. Психологические особенности одаренных дошкольников / Е. С. Белова, Е. И. Щебланова // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6.

2. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., Просвещение, 1989.- 160 с.

3. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.

4. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей - М. : Педагогика, 1988.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. 328 с. - Т. 1. - М. : Педагогика,1985.

Публикации по теме:

Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО «Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО». Первойкин М. С., педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного.

«Презентация Фильма о наших талантливых детях». Фото выпускного утренника «Наше кино»«Презентация Фильма о наших талантливых детях». Фото выпускного утренника «Наше кино» Сценарий выпускного утренника «НАШЕ КИНО» Москва, Гимназия 1591, корпус 8, ДО 1693 Воспитатель: Тиняева Ольга Петровна «Презентация Фильма.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Изостудия для одаренных детей. ФотоотчетИзостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Спор дорожных знаков на дороге» Цель: развивать у детей азы дорожной грамоты "Цель: развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках, правилах поведения на дороге. Материал:.

Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Консультация для родителей Отстаньте от детей! Или как развивать ребёнка, не навредив его здоровью Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского.

Отчёт о проделанной работе в рамках фестиваля «Созвездие талантливых дошколят» Отчёт о проделанной работе. Фестиваль: «Созвездие талантливых дошколят». (подготовительная группа) Понедельник Индивидуальная работа: разучивание.

Открытое занятие с участием родителей «Игровое Событие для мудрых родителей и талантливых детей «Издательство»Открытое занятие с участием родителей «Игровое Событие для мудрых родителей и талантливых детей «Издательство» Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: развивать умение игрового взаимодействия родителей и детей.

Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать? Подготовила воспитатель Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ "Детский сад №183" г. Ярославль 2016 Сенсорное развитие – это развитие восприятия.

Сценарий мероприятия с родителями воспитанников старшей группы «Вечер талантливых семей»Сценарий мероприятия с родителями воспитанников старшей группы «Вечер талантливых семей» КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВЕЧЕР ТАЛАНТЛИВЫХ СЕМЕЙ» Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались вместе. У нас вечер.

Автор публикации:
Как развивать талантливых и одаренных детей
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 11:25
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД