Лучший педагог года

Эссе «Ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства»

Мария Варопаева
Эссе «Ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства»

В современной действительности высокую степень научного и практического интереса вызывают вопросы, связанные с исследованием проблемы функционирования людей внутри социального пространства. Это происходит потому, что общество развивается с высокой скоростью и индивиды вынуждены искать собственное «место» внутри подобной достаточно интенсивной динамики. В данном контексте особенно ярко проявляются противоречия, связанные с интеграцией детей с ограниченными возможностями в систему взаимодействия, как межличностного, так и межгруппового при учете социокультурных особенностей конкретного этапа развития цивилизации. Ни одна область знаний не подвергает сомнению тот факт, что дети с отклонениями в развитии являются полноценными субъектами социокультурного пространства и могут в полной мере влиять на его становление, но при этом на практике очень часто не хватает сведений о том, какими чертами обладает ребенок с ОВЗ. Как субъект социокультурного пространства и как именно он интегрируется в него, благодаря собственному потенциалу или влиянию внешних сил. Несмотря на тот факт, что подобный вопрос в какой – то мере достаточно хорошо освещен в теоретических источниках, дополнительный анализ поможет конкретизировать имеющиеся сведения и открыть новые пути развития нормального общения между детьми и в будущем людьми с ОВЗ и населением, развитие которого называют нормативным.

Публикация «Эссе „Ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства“» размещена в разделах

Таким образом, информативной задачей можно признать поиск ответа на вопрос : «Каковы основные сущностные характеристики ребенка с ОВЗ, как субъекта социокультурного пространства». На мой взгляд, в целях трактовки завяленного вопроса необходимо дать определение понятию «социокультурная адаптация». Его интерпретируют как процесс приспособления индивида к окружению и целенаправленного приспособления индивидом элементов этого окружения к удовлетворению собственных потребностей и запросов; осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации в процессах социального взаимодействия и коммуникации. [1] Также целесообразно отметить, что в термин ограниченные возможности здоровья входит широкий спектр так называемых, физических, психологических, психических отклонений от нормы, поэтому в каждом конкретном случае подход должен быть индивидуален и очень четко продуман.

Исходя из приведенных определений становится понятно, что ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства обладает определенными трудностями развития:

1) удовлетворение потребностей любого ранга ограничено ввиду сложности функционирования организма, физического и психологического;

2) ограниченность получения базового перечня знаний и навыков, необходимых для социализации и проявления собственной индивидуальности;

3) подавление стремления к индивидуальному творческому функционированию лица с ОВЗ во всех типах человеческой активности;

4) более острая необходимость, чем у других детей в полноценном психолого – педагогическом сопровождении всех этапов развития и становления личности ребенка.

Любая характеристика ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется, прежде всего в семье. Она остается одним из главных средств социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. [1] Другими словами, именно семья наделяет ребенка субъектностью, формирует внутри него позитивную мотивацию к развитию в рамках доступной степени развития. При этом ребенок любого возраста может освоить серьезный пласт культурных ценностей, достижений и получить мощный плацдарм для обратной связи с социальным пространством.

Ребенок с ОВЗ в социокультурном пространстве, как субъект может с существовать только в том случае, если на него направляется всестороннее воздействие. Другими словами, чем раньше у ребенка обнаружат сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем больше шансов на то, что его усилия и старания членов его семьи не окажутся напрасными. Поэтому социокульутрная интеграция ребёнка с ОВЗ во многом зависит от эффективной организации процесса ранней диагностики различных нарушений. Именно в выделении подобных субъектных характеристик личности ребенка с ОВЗ, как мне кажется, кроется ключ к успеху обеспечения стабильности существования социального пространства в целом.

Мне кажется, что стать полноценным субъектом социокультурного пространства ребенку с ОВЗ мешает чувство одиночества, низкая самооценка и отсутствие должной степени социальных контактов. Дети не получают возможности обсуждать собственные трудности и выстраивать межличностные отношения, в том числе и с противоположным полом, а также со сверстниками и взрослыми. Все это формирует переоценку и недооценку своих собственных сил, способностей, а также общественного положения и роли. Такую ситуацию также поможет решить интеграция ребенка с ОВЗ в социальное пространство с точки зрения получения ими дозированной нагрузки, как образовательной, так и воспитательной.

Я считаю, что как субъект социокультурного пространства ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обладать определенными уровнем психологической готовности и внутренней мотивации. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы социокультурного пространства не смогут быть вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и др. [4]

Для того чтобы успешно развиваться внутри социокультурного пространства необходимо помочь достигать ребенку с ОВЗ определённого уровня психофизического развития и речевой активности. Необходимо понимать, что объединить в полной мере детей с нормативным развитием и детей этой группы. Даже самый «продвинутый» ребенок с ОВЗ не может иметь такой же уровень темпа усвоения материала, как и другой ребенок. [5] Мне кажется, что в данном случае успешная социокультурная адаптация ребенка с ОВЗ возможна только при правильной организации их образования. Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. В связи с этим сегодня появляются такие феномены, как интегрированное, инклюзивное, комбинированное обучение. [2]

Если говорить о конкретных путях внедрения ребенка в социокультурное пространство, то эффективных средством достижения поставленных целей может стать их приобщение к искусству. Его функции в данном контексте заключаются в том, что:

1) освоение феноменов искусства позволит обеспечить взаимодействие познавательного, социального, субъектного пластов развития;

2) на всех этапах исторического развития человеческого общества, особенно в периоды определения смысложизненных ориентиров, искусство всегда сохраняло особую социально - психологическую роль в трансляции субъектнокультурного наследия, преобразования личности и творческой реализации как субъекта культуры;

3) также искусство в разнообразных формах, начиная с самых ранних периодов развития ребенка входит в его внутренний мир и стимулирует его взаимодействие с социумом, в полной мере, но постепенно расширяя его субъектное проявление в художественном общении и деятельности со взрослыми и сверстниками, элементами предметного мира;

4) освоение различных форм искусства, по моему мнению, нормализует отношения ребенка со всеми членами социального пространства и укрепляет его социальные позиции по отношению к другим людям. В данном синтетическом единстве становится возможной и реализация самого ребенка с ОВЗ. Он уходит от ситуации неуспеха, компенсирует чувство одиночества, повышает собственную самооценку и получает возможность реализоваться в профессиональном плане.

Таким образом, выделение искусства как феномена культуры обусловлено тем, что оно обладает уникальной культурогенной способностью к интеграции всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной). Особенно значимым это становится по отношению к ребенку с ОВЗ, поскольку искусство создает возможность комплексного воздействия на такого ребенка, развития его наглядно - образного познания мира, приобщения к общечеловеческим ценностям, формирования нравственно гуманистических основ, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии, социокультурного развития личности такого ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ребенок с ОВЗ как субъект социокультурного пространства обладает, прежде всего, правом на внедрение в него и полноценное использование всех предоставленных ресурсов. Социальное пространство должно принимать таких детей, как часть собственного развития и предоставлять им условия для восприятия социокультурных норм.

Список литературы

1. Иовчук, Н. М., Вопросы психического здоровья детей и подростков / Н. М. Иовчук // – М. : Книга по требованию - 2013 - 144 с. ;

2. Муравьев, В. А., Гармония физического развития детей и подростков / В. А. Муравьев // – М. : Дрофа - 2014 - 128 с. ;

3. Павлов, Н. Г., Здоровье детей / Н. Г. Павлов // - М: Феникс. - 2013 – 320 с. ;

4. Рожков, М. И., Особенности воспитания трудного ребенка / М. И. Рожков // М: Владос - 2014 – 240 с. ;

5. Суханова, Л. П., Здоровье новорожденных детей в России / Л. П. Суханова // М. : Реабилитация - 2014 – 320 с.

Публикации по теме:

Программа здоровьесберегающего пространства дошкольной организации ВВЕДЕНИЕ Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент.

Конспект НОД «Спасение космического пространства» Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество,.

Консультация для педагогов «Маркеры игрового пространства» Развивающая предметно-пространственная среда – это специфическое для каждой Программы, Организации (группы) образовательное оборудование,.

Особенности общей организации образовательного пространства Особенности общей организации образовательного пространства Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание.

Развитие образовательного пространства дошкольного учрежденияРазвитие образовательного пространства дошкольного учреждения МДОУ "ЦРР -д/с №98" г. Магнитогорска Организация пространственной среды включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться.

Самоанализ НОД «Спасение космического пространства» Уважаемая экспертная комиссия, вашему вниманию я представляю мультимедийную разработку непосредственной образовательной деятельности в группе.

Оформление социокультурного уголка в группеОформление социокультурного уголка в группе Программа духовно-нравственного воспитания "Социоультурные истоки", направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным.

Современный ребенок — коммуникативный ребенок Современный ребёнок – коммуникативный ребёнок. Коммуникативность, как одна из задач развития речи детей особую важность приобретает в настоящее.

Создание информационного развивающего пространства ДОУ Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникли во все сферы человеческой жизни. Ребенок еще не научился ходить, а уже тянется.

Украшение пространства под новогодней ёлочкой подаркамиУкрашение пространства под новогодней ёлочкой подарками Перед новогодними праздниками почти в каждом доме и, однозначно, в каждой детской организации такой как школа и детские сады ставят новогодние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Ребенок с ОВЗ, как субъект социокультурного пространства»
Опубликовано: 26 июня 2019 в 23:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД