Загадка и ее роль в воспитании ребенка

Гузель Назырова
Загадка и ее роль в воспитании ребенка

ЗАГАДКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.

Человек начал создавать загадку в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание, требовали пристального наблюдения над объектами, действительности, выявления в них характерного, или личного.

Загадка развивала наблюдательность, ушла воспринимать мир многогранно и образно, помогла развивать память, речь, совершенствовала человеческую мысль

Указывая на различные приметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно, представления о мире, облекались в художественную, образную форму.

По этому и назначение загадки в разные времена было различным. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег. С течением времени с успехами просвещения, с ростом культуры "тайный" язык постепенно теряет свою значимость.

С развитием общества существенно меняется жизнь человека, окружающую его действительность, устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи.

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время расширился. В них рассказывается о достижениях советской культуры, технический прогресс.

" Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу" (пылесос).

"Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок, да ящик " (магнитофон).

"Крыльев нет, но эта птица прилетит и прилунится" (ракета).

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детский писателей и поэтов. Народная загадка сохраняется только в памяти народа и поэтому всегда бывает краткой.

"Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет" (паук).

Литературная загадка даёт развернутое описание, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля, речи. Нередко такие загадки принимают форму стихотворения.

- Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала - побежала,

Глядите - побежала телега без коня! (Автомобиль).

Своё значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.

Она становится дидактическим средством - средством обучения детей.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали " вечера загадок".

Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончанию сельскохозяйственных работ.

Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудия труда, явлениях природы. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, ушли наблюдательности.

И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации и досугах.

Детям нравится отгадывать загадки. И отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значение слов.

Например, помимо основного значения глагола идти ("передвигаться", ребенок осознает и другие:

- Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте (часы).

- Посмотри в окошко, идет длинный Антошка (Дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.

- Мы, когда идем, стоим,

А стоять умеем лежа,

Даже если убежали,

Мы не двигаемся тоже (часы).

Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям освоить строй русской речи. В её многогранных проявлениях, учит открывать "секреты" языковых структур, позволяет запоминать слова и формы слов словосочетания, устойчивые обороты, осваивать богатство русского языка; что в свою очередь делает речь ребенка чище, красивее, богаче, и это делает общение детей друг с другом намного проще, интереснее и грамотнее.

З а г а д к и.

Был белый дом, волшебный дом,

Вдруг что-то застучало в нем.

И он раскрылся и оттуда

Живое выпрыгнуло чудо.

Такое желтое, такое

Пушистое и золотое!

Кто это дети? (Цыпленок).

Стол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке, свесив сережки (Береза).

Ростом разные подружки.

Но похоже друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (Матрешка).

Без рук, без ног

Под окном стучится.

В избу просится (Ветер).

На окошке - пруд, в нем рыбки живут.

У стеклянных берегов, не бывает рыбаков. (Аквариум).

Едет конь стальной, рычит

Сзади плут волочит (трактор)

Через поле и лесок, подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег).

Принялась она за дело, завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

Есть ребята у меня, два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки).

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей).

Без чего дома не построить? (Угла).

Без чего хлеба не испечешь? (Корки).

Во время дождя, под каким кустом заяц сидел? (Мокрым).

Где сухого камня не найдешь? (В воде)

Как можно пронести воду в решете? (Заморозив).

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить).

Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта).

Беленькие перышки, красный гребешок,

Кто это на колышке? (Петушок).

На дворе сидит, дом сторожит,

Чужих не пускает, громко лает (Собака).

Публикации по теме:

Папки-передвижкиПапки-передвижки Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием.

Учимся отгадывать загадки с детьми.Учимся отгадывать загадки с детьми. По определению известного фольклориста В. И. Чичерова, "загадка - это иносказательное описание какого - либо предмета или явления, данное.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • ПДД
  • Новый год
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Загадка и ее роль в воспитании ребенка
Опубликовано: 25 ноября 2012 в 22:14
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Бантик» Оригами
8 марта – любимый праздник наших ребятишек, потому что мама – это первый человек, которого мы любим всю жизнь, независимо от возраста. 6 марта у нас...
Календарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4...
Раздел III - Русские народные праздники - 5 часов. 19 - 20. Тема: Русские народные праздники . Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств...
Малодербетовцы отмечают Цаган Сар. Фоторепортаж.
27 февраля весь калмыцкий народ отмечает свой главный праздник – Цаган Сар ( Белый месяц, праздник Весны! В каждом доме зажигают лампадки, поздравляют детей...
Аппликация в средней группе по сказке С. Маршак «Кошкин дом»
Аппликация, с элементами раскрашивания в средней группе по сказке С. Маршак "Кошкин дом" по теме: "Опасные ситуации" Цель: Образовательные задачи:...
Сценарий новогоднего утренника во 2 младшей группе «Весёлый Новый год!»
Сценарий новогоднего утренника во 2 младшей группе «Весёлый Новый год! » Воспитатель: Ульшина Виктория Лачыновна Цель: Создание у детей...